Урок изобразительного искусства в 8 классе на тему «Герб семьи»

 

Цели и задачи: повторить символический язык декоративного искусства

На примере гербов, воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории

И традициям своей семьи, развивать графические навыки, владение композицией, эстетический вкус.

Оборудование: изображение герба России, Твери, поселка, книги с фамильными гербами Шереметьевых, Львовых; методические таблицы

«Цветовая символика  гербов», «Гербовые фигуры»

Графические материалы: цветная бумага, клей, ножницы,

шаблоны, гуашь, кисти, ограниченная цветовая палитра(3-5 цветов)

                                 

                                            Ход урока.

 

1. Организация класса.

2. Беседа.

Мир, в котором мы живём, полон символов, эмблем и знаков. Символы и эмблемы могут быть постоянными и временными, простыми и сложными.

 Люди с древних времён придавали разнообразным предметам живой и неживой природы символическое значение. Так алмаз, являлся символом твёрдости. Дуб - долголетия, роза – любви. Лев считался символом храбрости, а сова – мудрости. Якорь символизирует надежду, а круг- солнце.

Мы знаем, что символические изображения были в употреблении у человека

с незапамятных времён и изображались на перстнях, оружии знамёнах.

Знаки эти менялись по желанию лица, их принявшего. Мы с вами хорошо знакомы с историей геральдики, с изображением герба России, Твери,

нашего поселка. Показываю таблицы. Прошу ребят рассказать о гербах.

 Рассматриваем фамильные гербы Шереметьевых, Львовых, анализируем их.

 Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Его нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение, Герб был для человека символом семьи, дома, Родины.

Те, кто был на экскурсии в усадьбе  Кусково, делятся своими впечатлениями.

 Какая у нас тема урока? Герб семьи. Да, действительно, мы

будем разрабатывать эскиз – герб семьи. Сегодня, для того чтобы стать обладателем Фамильного Герба, необязательно иметь дворянские корни. Ведь герб, это далеко не признак дворянства. Дело не в происхождении. Герб

это отличие Вашего рода. Например, фамилия это тоже отличие Вашего рода,

только в буквенном значении, а герб, в графическом.

 Как вы думаете, геральдика – это наука, или искусство? Вот каково мнение

одного из видных специалистов в этой области Карла Шванцерберга: «Геральдика это наука о знаках (об их изучении, их истории), а также об искусстве их создания.  Поэтому геральдика является одновременно и наукой

и искусством, или, говоря, точнее она стоит на грани между исторической наукой и изобразительным искусством. Геральдика рисовальная наука, пожалуй, это наиболее точное определение её сущности».

Герб семьи – символ, в основе которого лежат события в жизни близких вам людей, предметы увлечений. Основой семейного герба может являться Древо

Жизни.

Мы помним, что щит составляет главную часть герба, он делится на части, из которых каждая называется полем.

 Композиция на поле герба составляется из негеральдических фигур –

изображений человека, животных, растений, предметов быта и т.д.

Композиция герба обычно симметрична, уравновешена. Самую важную

информационную часть (символы) помещаем в центр щита. Герб украшает лента с девизом. Придумайте девиз, который наиболее полно и четко отражает взгляды на жизнь, цели и устремления вашей семьи. Девиз

пишется на ленте.

. Что можно написать в девизе? Нам подскажет народная мудрость.

Ученики вспоминают народные пословицы: «В единении – сила»; «Согласие

крепче каменных стен»; «Какова семья, таковы и дети»; «Дружно – не грузно»; «Дом полная чаша»; «Родители трудолюбивы и дети не ленивы»;

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», «Вся семья вместе,

так и душа на месте».

3. Практическая работа.

  Задание. Придумать  вариант герба  для своей семьи. Подумать, какие элементы – символы могут четко, ясно и понятно характеризовать эмблему вашей семьи. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми (расшифрованными).

 4.Итог урока.

Анализ работ.

План для составления описательного рассказа о гербе:

1. Какую форму имеет герб? (Круг, овал, щит).

2. Сколько частей в гербе?

3. Каковы основные цвета этих частей и почему?

4. О чём рассказывает герб? Какие элементы (символы) выбраны и почему?

5. Какой девиз украшает герб?

6. Где можно использовать эмблему?  (На визитках, на пригласительных билетах, на одежде, посуде).

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сайт управляется системой uCoz