Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО

в 3 кл.

 

Тема: Осень в стихах русских поэтов

            А. С. Пушкин «Осень»

            К. Бальмонт  « Осень»

           Ф. И. Тютчев « Есть в осени первоначальной …»

           Рисование по представлении: «Осенний пейзаж».

 

Цели:  Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы.

             Формировать умение выражать в рисунках свои впечатления от прочитанных стихотворений; создавать иллюстрации к стихотворениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учит.1 Оргмомент. Введение в тему урока. Послушайте музыку и стихотворение и определите тему раздела, которую мы начнём изучать.

Чтение стихов.

       Скинуло кафтан зелёный лето,

       Отсвистели жаворонки всласть,

       Осень в шубу жёлтую одета

       По лесам с метёлкою прошлась.

Какова же тема нового раздела?

- Что помогло её определить?

- Какая бывает осень?

Показываем картину И. И.Левитана

-Что себе представляете, когда произносите слово «Осень»?

Ответы детей.

Учитель ИЗО. Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, и уловить её запахи, насладиться разнообразием красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего, поэзия. Мы знаем насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной  может быть мелодия стихотворения. Поэт  волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать  о чувствах, о настроении, поведать о  мечтах и разбудить душу  человека.

 Учит. ИЗО. Очень велика связь изобразительного искусства  и литературы. Посмотрите на картину Левитана  И.И.

В каком жанре написана картина? Пейзаж. Живопись-это такой вид  искусства, в котором цвет играет  главную роль.  

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру природы, которая нас окружает. Художник изобразил неглубокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим берёзовую рощу, справа лишь отдельные деревья. Наш взгляд как бы движется за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зелёной озими – деревья.

Небо синее, ясное, покрытое лёгкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.  Природа сближает людей, рождает в них сходные настроения, раздумья, переживания. Левитан, точно и поэтично передаёт приметы золотой осени.

( Открываем доску) 

Учит. На уроке мы встретимся сразу с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена.

Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и записал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи.

2 Чтение и анализ стихотворений.

а) медленное чтение про себя

Учит. ИЗО. Кто помогает вам раскрыть художественное поэтическое произведенье? 

( Показываю книгу с иллюстрациями).

Ответ:  художник иллюстратор.

б) беседа

- Чем же похожи эти стихотворения?

- Можно ли сказать, что поэты в стихах рисуют один период осени?

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени.  О ранней осени? О поздней?

- В какой последовательности нужно расставить стихи?

( Бальмонт, Тютчев, Пушкин.)

Учит. ИЗО. Эти  стихи  можно назвать пейзажной лирикой, т.к. поэты рисуют картины природы – пейзажи, в  стихах  выражаются чувства  поэтов, их настроение.

Каждый из нас воспринимает  окружающий мир по-своему. В картинах художники по-разному выразили  своё отношение  к красоте осенней природы. Солнечной и  радостной предстаёт она перед нами в картине Левитана и задумчивой, грустной в картине В. Серова.

-Чем отличается работа В. Серова «Октябрь. Домотканово»

от картины И. И. Левитана «Золотая осень»?

-Верно В. Серов в картине «Октябрь Домотканово» замечательно передал грустную поэзию поздней осени и задумчивую ноту, которую художник почувствовал в скромном облике русской деревни.

 Пейзажный мотив прост: край деревни сжатое поле,

желто бурая полоска леса вдали, по-осеннему голые     деревья, под которыми кружат стаи галок. Вдали пасутся лошади, овцы .Мальчонка чинит хомут. Над всем этим  нависает серенькое осеннее небо. Краски не яркие, спокойные. Они настраивают нас на лирическое раздумье.

-Какой колорит в картине?

-Холодный.

 Учит. В литературе существуют изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору нарисовать, а читателю представить вообразить, какую либо картину.

Эпитеты художественные определения, используются обычно, как цветопись, как краски для передачи выражения чувств, настроений, оценки чего- либо. Помогают описать внешний вид предметов.

Сравнение-слово или выражение, которое сравнивает один предмет с другим. Присоединяются союзами как, словно, будто.

Метафора - …

Физкульт. Минутка.

3. Работа со стихами. Начнем читать стихотворения в той последовательности, в какой осень

покоряет природу. Особое внимание будем обращать на слова краски.

а) К. Бальмонт «Осень».

- Чтение вслух всего стихотворения 

- Какую осень нарисовал поэт?

- Как понимаете выражения, нет в цветах благовонья?

  ( нет аромата, душистости.)

- автор использует прием олицетворения, что это? Найдите эти строчки.

- В образе кого представляет поэт осень? Как же она заплачет? Отчего?

( Осень – как малое дитя, его зовут Осень, заплачет длинными холодными дождями от грустной картины в природе.)

-Какие чувства он испытывает с приходом осени? (холод, грусть).    

-Найдите эпитеты (Разноцветный убор…)

-Устная зарисовка.

Учит. ИЗО -Что вы будете рисовать? Какие краски  использовать?

Один ученик выкладывает цветовые оттенки на палитре у

доски.

Просмотр диафильма.

Учит. б) Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

1 строфа, 1кадр диафильма.

-Какой увидел осень поэт? - Что можно сказать об отношении поэта к осени? нравится, очарованная пора, день хрустальный, лучезарны вечера.

-Что значит «Хрустальный день» Опишите его, какой он?

(Праздничный, чистый, безоблачный.) 

Автор употребляет приём сравнения.

«Лучезарны вечера» - как вы представляете их? Расскажите. ( Вечерняя природа залита лучами заходящего солнца, всё сверкает, сияет.)

- Какой  знак в конце строки? Почему (поэт не говорит бесконечно об этой «дивной» поре).                                

Учит. ИЗО Ребята, обратите внимание, какую иллюстрацию художник нарисовал  к этой строфе, что он передал в рисунке.                        . (Цвет  линия, пространство.)

2 и 3 строфы.

Учит. -Куда переносит нас поэт в этих строках?

- Какие волшебные слова, приёмы использует Тютчев? (олицетворение.)

- Что такое серп? (показать).

- Как понимаете выражение «бодрый серп»?- он был орудием в неутомимых руках, им проворно  работали, срезая колоски…

- Какой вы увидели картину отдыхающего поля, расскажите.

- «Праздная борозда» - какая она? (отдыхающая, с неё все убрали.)

Учит. ИЗО - Посмотрите, как выглядит борозда на иллюстрации? Какие краски вы возьмёте, чтобы написать картину осени по стих. Тютчева? Найдите эти слова - каски в стих. ( Лазурь, блеск паутины, лучезарные вечера, отдыхающее поле .) Физкультурная минутка.

Дети  выполняют упражнение в красках вместе с учителем ИЗО.

Тютчев, как и Бальмонт рисует картины осени, которая приносит с собой пустоту и грусть. Найдите строчки «Теперь уж пусто всё пустеет воздух птиц не слышно боле».

- Но почему же тогда нас, читателей не охватывает грусть? Как об этом говорит поэт (3 последних строчки).

- Каким настроением проникнуты эти стихи?

- В каком темпе надо читать?(Темп замедленный, напевно).

Дети читают стихотворение парами.

в)А. С. Пушкин « Осень»

А. С. Пушкин и его осень. Какая она? Прочитайте первую строку

-.В чем её особенность? ( Обращается к осени.  Два восклицательных предложения.)

- С какой интонацией следует прочитать? (Восторг, воспевает осень).

-«Унылая пора-метафора. На кого похожа осень? Какая она? Опишите. Какое настроение она вызывает? (На

скучного, печального, унылого человека)

А. Пушкин восклицает: «Очей очарованье» Что он имеет в виду? ( Приятна для глаз, ласкает взгляд)

-Можно ли судить об отношении поэта к осени по этой строке (Он любит осень, очарован ею.)

-Какую же осень любит поэт? Будем читать дальше и постараемся увидеть картины, написанные словами. Обратите внимание на эпитеты.

-Почему « красоту» Пушкин называет « прощальной» (Скоро всё пропадёт, исчезнет, скроется под снегом).

-Необыкновенный поэтический образ создает поэт: «пышное природы увяданье». Как вы его понимаете? Природа теряет свою свежесть, но приобретает великолепный,  роскошный, прощальный наряд из золота и багрянца.

 Учит. ИЗО - Необыкновенно красивая картина.

Дети выкладывают на палитре краски «золотой осени».

- Что же чувствует, ощущает, слышит поэт, находясь среди великолепия осеннего леса. (Под его покровом, под сенью деревьев). Найдите эти слова.

- Можно ли выделить что-то одно, за что Пушкин любит осеннюю природу? (Нет, он любит всё: и золотую осень и позднюю осень.)

- Какой представляете вы себе зиму по последней строке?

4 Выразительное чтенье по цепочке.

-Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта.

У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи.

Д.З.: дома вы ещё раз прочитаете и выучите стих.                

5. Учит. ИЗО. Учимся создавать целостный художественный, образ природы, отталкиваясь от словесных характеристик. Все что нам надо изобразить в пейзаже мы нашли в стихотворениях.

 Смотрим выставку рисунков ребят на доске и анализируем их.

Перед вами листы бумаги, тонированные  в нежные оттенки осенней природы. Рисуем сразу кистью, в технике Алла–прима (с итальянского - сразу, с первого раза) подбирая на палитре гамму оттенков осени. При изображении пейзажа сначала намечаем линию горизонта, затем пишем небо и землю. Вспомните правила линейной  и воздушной перспективы о кажущемся изменении размера предметов по мере их удаления. Первый план более четкий и яркий. Удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки.

Самостоятельная работа учащихся – выполнение рисунка пейзажа.

6. Коллективный анализ рисунков.


Сайт управляется системой uCoz