Проектная деятельность в начальной школе.

      С 2002 года я работаю по системе «Школа 2100», сначала основательно изучила технологию проблемного обучения, которая лежит в основе этой системы. Для меня стало главным в работе - формировать систему учебных и познавательных мотивов, учить принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, учить планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Проблемное обучение не умещалось в рамках урочной деятельности. Оно стало выходить на межпредметные связи и во внеурочную деятельность. Так у меня появилась потребность в изучении проектной технологии.

        Выбирая проектную технологию в качестве объекта для изучения и овладения новой педагогической технологией, я исходила из следующего:

-проектная технология – вид педагогической технологии, которая позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и способствуют его адаптации к жизни в стремительно меняющемся мире.

- Учебный проект – специально организованная учителем деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результаты работы в явную и значимую форму, которая может быть представлена публично.

               Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проблемного обучения, его самореализации и рефлексии

                      - позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и  

                      Компетентного

                      - развивать у каждого позитивный образ себя и других

                      - развивать у учащихся умение истинно оценивать себя

     2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

     3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

               Теоретические позиции проектного обучения:

1.     Образовательный процесс строится не в логике учебного материала, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

2.     Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика

3.     Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

4.     Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

     Чтобы теоретические позиции проявились на практике, необходимо следовать правилам успешности проектного обучения.

               Правила успешности проектного обучения:

1.     В группе нет лидеров. Все члены группы равны.

2.     Группы не соревнуются.

3.     Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они все вместе выполняют проектное задание.

4.     Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5.     Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»

6.     Ответственность за конечный результат несут все члены группы.

7.     Необходимость ротации – перемещение членов группы по разным позициям в процессе получения результатов по проектам.

     Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Этот период обучения можно назвать «введением в проектную деятельность».

      Используя технологию проблемного обучения с 1 класса, учащиеся овладевают понятиями «проблема», «гипотеза», «поиск решения». Поэтому со 2 класса можно переходить непосредственно к проектной деятельности. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассники начинают осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

      Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

       Реализация проектной деятельности по таким предметам как русский язык, математика лучше происходит во внеурочной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие предметы как окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология.

       Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием , поскольку наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. ( «По тропинкам сказок», «В городе сказочных человечков», «Домашние животные»).

       Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 2-3 уроками.

       Проектная деятельность учащихся 3-4 классов представляет собой более сложные формы представления проектов. ( Рекламная афиша туристического агенства, видеоролик путешественника, кроссворды, выставка-презентация «Минералы»).

       «Прошлое – настоящее – будущее» - эту тему объединили три проекта. Над каждым проектом работали по две группы. Так результатом работы групп по теме «Прошлое» стали презентация и реферат, по теме «Настоящее» был разработан «План застройки микрорайона», а другая группа предложила «Доклад» на собрании жителей района о строительстве химзавода. По третьей теме «Будущее» учащиеся представили заседание министров науки и техники по вопросам развития науки до 2030 года, где были выдвинуты основные направления развития. Обучающиеся активно задавали вопросы «министрам», так появились новые вопросы и темы для исследований.

         Задача учителя – не погасить искру исследования, не подавить стремление узнавать что-то новое. Необходимо организовать обучение так, чтобы оно предполагало определенную роль или позицию ученика в процессе обучения, которая называется позицией исследователя, самостоятельно добывающего знания о мире.

          Особое место в обеспечении самореализации творческого потенциала каждого ребенка занимают проекты.

 

 

 

 

 

 

 

                        Этапы проведения проекта.

Этапы  проекта.

Доля учителя и ученика в проекте.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Предполагаемый результат.

Мотивация

Создает проблемную ситуацию, выдвигает основополагающий вопрос, помогает формулировать исследовательские вопросы.

Необходимо решить проблему, предложенную учителем, понять основополагающий вопрос, помочь учителю сформулировать исследовательские вопросы.

Возникшее желание начать исследовательскую деятельность для решения проблемы.

Выдвижение гипотез.

Фиксирует выдвинутые гипотезы.

Предложение гипотез и озвучивание их.

Выбор формы представления результата – презентации.

Проектирование исследовательской деятельности.

Создает условия для исследовательской работы. Оказывает необходимую помощь.

Задает возникшие вопросы. Определение возможных вариантов исследования, выбор способов и средств деятельности. Построение плана действий, распределение ролей.

План работы.

Самостоятельная исследовательская деятельность.

Создает условия для самостоятельной деятельности, оказывает необходимую помощь.

Сбор информации, решение промежуточных задач, компоновка.

Закончен сбор информации для создания продукта деятельности.

Создание продукта деятельности.

Создает условия для самостоятельной деятельности, оказывает необходимую помощью

Создает конечный результат своей деятельности.

Готовый продукт исследования.

Аналитический (рефлексия)

Познакомить с требованиями к проекту.

Сравнить требования к проекту и полученный результат. Анализ информации, формулирование выводов.

Самооценка, коррекция.

Защита проектов.

Создает условия для защиты проектов.

Представить и защитить результат исследовательской деятельности.

Представление содержания работы, обоснование выводов.

Контрольно коррекционный.

Создать условия для анализа собственной деятельности.

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции.

Осознание значимости своей работы.

 

 

           Работая над проектом, учащиеся имеют возможность проявить себя в неординарной ситуации, повторить изученный материал и познакомить других с результатами своих исследований. Большинство из них демонстрируют высокий уровень подготовки, ответственность за порученное дело, интерес к предмету, желание познавать новое.

           Оценивая успешность обучающихся в проекте, необходимо помнить, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

            Проектная деятельность обеспечивает усиление мотивации к обучению и коммуникации, формирует культуру общения, создает ситуацию успеха, где каждый ребенок ощущает свою важность проделанной им работы.

 

 

 

                                                     Кричкина Татьяна Алексеевна

                                                     МОУ «Рамешковская СОШ»,

                                                     П. Рамешки, Тверская область.   


Сайт управляется системой uCoz