Муниципальное образовательное учреждение

«Застолбская средняя общеобразовательная школа»,

Рамешковский район, Тверская область

 

Методическая разработка

 

уроков литературы в 5 классе

раздела «Лев Николаевич Толстой»

«Кавказский пленник»

 

с использованием

 

современной педагогической технологии,

реализующей

личностно-ориентированный подход.

 

Учитель Кузьмина Валентина Петровна

 

 

 

Урок 1.

Л.Н.Толстой.

Тема урока: Внеклассное чтение по книге «Ясная поляна»

Урок – встреча с хорошими знакомыми.

Цели:

Вспомнить знакомые рассказы Л.Н.Толстого для детей.

Предоставить учащимся возможность свободно высказаться о том, что               поняли, понравилось или не понравилось, что запомнилось, чтобы       проверить имеющиеся читательские умения, чтобы в дальнейшем направить их выработку по глубокому, а не по поверхностному пути.

Совершенствовать устную речь учащихся, помогать овладевать детям свободной речью.

Учить вести диалог.

Воспитывать любовь к книге.

Вспомнить факты биографии писателя, связанные с именем Ясная Поляна и книгой «Ясная Поляна»

Оборудование:

Портрет Л.Н.Толстого, книга «Ясная Поляна», отдельные рассказы Л.Н.Толстого для детей (выставка этих книг), фильм «Детство Л.Н.Толстого», картины Б.Щербакова «Четыре времени года в Ясной Поляне», «Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне», иллюстрации учащихся к рассказам Л.Н.Толстого, фотографии альбома «Лев Толстой».

 

Ход урока

I.Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас не просто урок, а урок-встреча с хорошими знакомыми: с известными книгами Л.Н.Толстого, с его героями, с любимым местом Толстого – Ясной Поляной.

(Обращая внимание на выставку книг, на живописные картины, отражающие то место, где создавалась книга «Ясная Поляна»)

Вопросы учителя:

- Можно ли по этим рассказам представить себе, каким человеком был писатель?

- Что в жизни он любил?

- Что не любил?

Возможные ответы:

- Писатель любил детей.

- Он был добрым и хорошим. Хотел, чтобы и дети такими были.

- Не любил, когда люди о других не думают.

- Не любил лжи, жадности.

- ( и другие).

II. Свободные высказывания учащихся.

Обмен мнениями по прочитанным рассказам, сказкам, басням в прозе.

«Акула» - о решительности, бесстрашии.

«Прыжок» или

«Два товарища» - о трусости, малодушии, лживости.

«Лгун».

«Старый дед и внучек» - отношение к старым, умение быть благодарным .

(и другие).

Некоторые читали одинаковые рассказы, работают в паре, тройке, дополняя друг друга.

III. Беседа на личностное восприятие рассказов.

     Учитель:

1. Зачем же Лев Николаевич рассказывает о таких поступках детей?

Возможные ответы:

- Такое в жизни тоже бывает.

- Чтобы мы так не делали.

- Лучше на чужих ошибках учиться.

- (И другие).

2. Кого из литературных героев вы взяли бы себе в друзья?

Или

- Чьи поступки вам нравятся?

- Можно ли их назвать красивыми?

IV. Экскурсия по «картинной галерее», созданной на магнитной доске самими детьми из рисунков к рассказам Л.Н.Толстого.

Экскурсию проводят дети.

Оценивать можно каждый этап:

- Лучший аналитик.

Л/О  - Замечательный собеседник.

- Свободное владение речью. - Чей рассказ понравился?

 

- Умение анализировать.

- Культурный слушатель.

- Хороший художник-иллюстратор произведения Л.Н.Толстого…

V. Встреча в кинозале.

Просмотр фильма «Детство Л.Н.Толстого».

Вопросы перед демонстрацией:

- Какой эпизод понравился больше других?

- Какая атмосфера царила в семье Толстых? (Доброты и справедливости).

- Как понимал маленький Лёва, что значит быть хорошим человеком?

- Почему сегодня было бы очень кстати найти на краю какого-нибудь оврага «зелёную палочку»?

Ученики с удовольствием отвечают на вопросы.

VI. Слово учителя, помогающее попасть детям из книги «Ясная Поляна», куда собраны лучшие рассказы «Азбуки» в имение Ясная Поляна графа Льва Николаевича Толстого.

(Переход от последнего вопроса).

Учитель:

Лев Николаевич в детстве, ребята, мечтал о великом благе для людей, о мире, согласии, красоте.

Работа по картинам Б.Щербакова.

Сам творил это благо в своей любимой Ясной Поляне, став взрослым, зрелым человеком. По-прежнему думал о том, как сделать людей счастливыми. Особенно его волновала судьба крестьянских ребятишек, лишённых возможности учиться.

Доска: «Я хочу образования для народа».

1.     1859 год. Открытие школы в Ясной Поляне для крестьянских детей.

2.     «Азбука», 4 книги для чтения.

3.     Открытие 23 начальных школ в деревнях Тульской губернии, расположенных в окружении Ясной Поляны.

VII. Экскурсия по Ясной Поляне.

(На материале фотографий юбилейного фотоальбома «Лев Толстой»).

Примерная программа.

1.     Любимый уголок Л.Толстого.

2.      Детство. Родители:

Граф Николай Ильич Толстой

Мария Николаевна Волконская

Роль Т.А. Ергольской в воспитании детей.

3.     «Образование для народа».

Оценка работы экскурсантов.

VIII. Д/З  По выбору.

1. Письменный ответ на вопрос:

«Какие сведения о писателе, связанные с его пребыванием в Ясной Поляне, мне показались особенно замечательными?»

2. Прочитать статью учебника В.Я.Коровиной о Л.Н.Толстом.

Стр. 203 – 204. Коротко сведения «Толстой на войне».

Письменный ответ на первый вопрос  стр. 204. «Что считал Толстой своей главной задачей в Ясной Поляне?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2

Тема: Лев Николаевич Толстой

Встреча с рассказом «Кавказский пленник»

Цели:

Вспомнить, оживить в памяти учащихся наиболее яркие факты биографии Толстого, связанные с его детством, пребыванием в Ясной Поляне (коротко), на Кавказе.

Подготовить детей к встрече с ещё одним произведением автора – «Кавказский пленник».

Заинтересовать детей, настроить на сотрудничество.

Начать чтение рассказа, чтобы приобщить детей к манере повествования писателя.

Оборудование.

Иллюстрации, которые использует учитель, знакомя детей с историей создания рассказа; портрет писателя.

На доске – темы 4 предстоящих уроков и домашние задания. (Всё это записывают ученики в тетрадь на данном уроке, или информация вывешивается в классе).

На доске – слова Толстого о рассказе «Кавказский пленник»

Записи на доске:

«Кавказский пленник» - это образец тех приёмов и языка, которым я пишу и буду писать для больших».

«Кавказский пленник» - это рассказ, передающий  «самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира».

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке, ребята, у нас состоялась встреча с известными вам рассказами и героями Л.Н.Толстого. С помощью фильма и подготовленной вами самими экскурсии  встретились вы и с писателем в Ясной Поляне.

Оживим в памяти эти встречи.

II. Проверка домашнего задания:

1. Ученики по желанию читают свои маленькие творческие работы:

«Какие сведения о писателе, связанные с его пребыванием в Ясной Поляне мне показались особенно замечательными?»

(Оценка творчества детей).

2.Слово учителя:

География жизни Толстого выходит за рамки Ясной Поляны. И те, кто выбрал в качестве домашнего задания статью учебника, это узнали.

- Какие же места и сейчас хранят память о Толстом?

3. Короткие информативные справки учащихся.

Москва, Казань, Кавказ, Крым.

III. Слово учителя, сообщающее тему данного урока и предстоящих уроков по рассказу «Кавказский пленник».

1. Учитель вывешивает информацию.

Или                                                                  (Лучше 1 вариант)

2. Ученики пишут в тетрадях.

Тема

Домашнее задание

1. Встреча с рассказом «Кавказский пленник»

 

 

 

 

 

 

2. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Работа с эпизодами:

1.» Как Жилин и Костылин попали в плен».

2. «В плену».

Дочитать рассказ

3. « Неудавшийся побег».

Вопросы после рассказа

1, 3, 4, 5 (по выбору).

Задания на выбор:

1. Рассказ о герое (о Жилине, о Дине).

2. Словесное рисование портретов

3. Иллюстрирование. Портрет героя.

4. Работа с деталями (глаза, движения).

3. Душевная близость людей враждующих лагерей. (Дружба Жилина и Дины).

Девочки: Рассказ от лица Дины о дружбе с русским пленником.

Мальчики: Рассказ Жилина о дружбе с Диной.

4. Развитие речи.

Устное сочинение

Защита самой задушевной идеи Л.Н.Толстого – идеи «муравейных братьев».

Письменный ответ на вопрос: «О каких «простых житейских чувствах», доступных «всем людям всего мира» поведал нам Л.Н.Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

 

IV. Знакомство учащихся с историей создания рассказа «Кавказский пленник».

(Создание положительной мотивации предстоящего изучения).

(Могут рассказать подготовленные дети. Лучше всё же - опытное слово учителя).

Рассказ «Кавказский пленник» вошёл в четвёртую книгу для чтения. Связана история этого рассказа с участием Льва Николаевича в войне на Кавказе. В середине ХIХ столетия на Кавказе шла тяжёлая кровопролитная война. Царь Николай Первый послал завоёвывать кавказские земли. Лев Николаевич был в эту пору на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, отъехав далеко от своего отряда, он чуть не попал в плен.

Выручил его из беды спутник и друг чеченец Садо.

Читаю отрывок статьи «О рассказе «Кавказский пленник» К. Ломунова.

Показываю иллюстрацию с изображением сабли, подаренной Толстому чеченцем Сабо. (Сейчас хранится сабля в музее Л.Н.Толстого в Москве).

Война шла более 20 лет. Лев Николаевич встречался с людьми, побывавшими в плену, расспрашивал о подробностях жизни в плену. Эти события он отразил в рассказе «Кавказский пленник», работая над ним в 1872 году.

Обратимся к словам писателя о рассказе:

«Кавказский пленник – это образец тех приёмов и языка, которым я пишу и буду писать для больших».

Вопрос учителя: Для кого написан рассказ?

Ответ: (Для детей).

Вопрос учителя: Прочитайте самостоятельно второе высказывание и скажите, что хотел передать детям Толстой своим рассказом?

Ответ:(«Самые простые житейские чувства, доступные всем людям всего мира»)

Начиная изучать рассказ «Кавказский пленник», мы не можем не вспомнить о современной войне на Кавказе. И сегодня она не закончилась, только стала называться Чеченской кампанией. А ведь ещё льётся кровь, гибнут люди, царит национальная вражда, и не только на Кавказе.

Вот сейчас бы сбыться ещё детской мечте Л.Н.Толстого: найти бы заветную «зелёную палочку», которая разъяснила бы каждому человеку, что самое прекрасное в нём – это любовь к другим людям. Именно она даёт возможность жить полноценной жизнью.

Вопрос учителя:

Почему, по-вашему, автор посвящает рассказ детям?

Возможные ответы:

- Учит нас жизни.

- Дети – это будущее.

- Чтобы мы, став взрослыми, не воевали.

- Чтобы уже сейчас мы дружили с детьми других наций.

- (и другие).

Отправимся же, ребята, по пути героев рассказа, побываем с ними на войне, познакомимся с поступками, мыслями, чувствами героев, попробуем поучиться житейской мудрости у Льва Толстого.

V. Встреча с рассказом «Кавказский пленник».

Учитель начинает читать рассказ, желая приобщить детей к авторской манере повествования.

 

Д/З  на этом уроке и последующих уроках по Толстому дети определяют по висящей в классе информационной таблице.

В конце урока только уточняется конкретное выбранное учеником задание.

Задание для всех: дочитать рассказ до конца.

Урок 3

Тема: Лев Николаевич Толстой

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Пояснение учителя:

   (Л/О  подход определён уже в целях урока. Реализация его предполагается через создания на уроке атмосферы заботы и доверия, через создания ситуации успеха, через представление темы в виде общечеловеческой проблемы, через представление возможности детям реализовать себя в творческой работе, в положительной деятельности, возможной с их уже имеющимся жизненным опытом).

 

Цели урока:

  (Л/О предполагает определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока).

  Поработать над анализом текста, концентрируя внимание учащихся на общечеловеческой проблеме, сформулированной в главном вопросе урока.

  Совершенствовать навыки работы с текстом. Воспитывать внимание к художественному слову. Развивать устную речь учащихся, обучая составлению сравнительной характеристики героя. Стимулировать учащихся к работе предоставлением различных видов заданий, созданием ситуации успеха.

  Предоставлять возможность высказать любую свою точку зрения с единственным обязательным условием, аргументировать, объясняя её.

  Развивать творческие способности учащихся: «домысливать» текст, сохраняя авторскую манеру повествования.

  Воспитывать у детей лучшие человеческие качества, создавая сразу же на уроке условия, способствующие проявлению этих качеств.

 

Оборудование урока.

Д/Ф «Кавказский пленник», магнитофон, магнитофонные записи, сделанные учащимися к уроку: «Письмо Жилина матери», «Кульминация эпизода встречи Костылина с татарами со слов: «заместо того, чтобы подождать, Костылин начал ожаривать лошадь то с одного бока…»

Иллюстрации портретов Жилина, Костылина.

На доске словарь нравственных понятий.

Тема урока также записана на доске.

 

Ход урока

            I.Сообщение темы урока

Учитель:

Итак, ребята, прочитан нами рассказ «Кавказский пленник». Поднимите, пожалуйста, руку те, кому понравился этот рассказ.

 

?         Чем же понравился рассказ?

?         Чем не понравился?

?         О ком же этот рассказ?

 

Возможный ответ:

- О Жилине и Костылине.

- О двух офицерах.

?            А почему же тогда автор назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

Ответы очень разные, своеобразные, интересные:

- Только Жилин пленник и есть, а Костылин просто ждёт, когда его выкупят.

- Нет, пленник Костылин. Жилин же мысленно всегда думает об освобождении.

- (И другие).

(Мнений много, порой противоречивых). (Разрешаю спорить, доказывать, утверждаться).

Ребята, тема записана на доске.

Вы записываете её в тетрадь, обдумывая, какой художественный приём изображения героев избрал Лев Николаевич Толстой.

 

(Дети отвечают безошибочно).

- Сравнение. (Тема на доске: Жилин и Костылин – два различных характера, две разные судьбы).

 

II. Разъяснение учителем темы урока. Приглашение учащихся созданием проблемы к включению в урок.

(Можно поработать над толкованием слов: характер, судьба).

 

Учитель:

Рассказ «Кавказский пленник», ребята, - это рассказ о человеке, мысли о человеке, который рядом.

Рядом с Жилиным – Костылин, рядом с Костылиным – Жилин.

Нас с вами тоже окружают люди: родные и близкие, друзья и просто знакомые, а порой и малознакомые или чужие люди.

Каждый со своим характером.

И мы должны учиться понимать человеческий характер. Должны понимать, почему тот, кто с тобой рядом в данный момент, поступил именно так, а не иначе.

Этому, ребята, нужно учиться.

Этому учит нас Лев Николаевич Толстой.

Давайте учиться понимать мир толстовских героев. Тогда мы научимся понимать мир окружающих нас людей.

Вот главный вопрос нашего урока.

 

Доска.

Почему герои, оказавшись в одинаковых условиях, вели себя по-разному?

(Дети пишут вопрос в тетрадь).

К этому вопросу вернёмся в конце урока.

 

На доске – эпизодический план.

1.     Как Жилин попал в плен?

2.     Как Костылин попал в плен?

3.     В плену.

4.Неудавшийся побег.

 

III. Организация деятельности учащихся по теме.

1. Вопросы учащихся.

(Говорю, что продолжим работу со словарём нравственных понятий. Ученики ведут его постоянно).

Далее он выглядит так:

 

                 Жилин                                   Костылин

                    Их нравственные качества

 

Учитель:

Какие, ребята, нравственные качества героев можете сразу назвать?

 

                Жилин                                Костылин

                смелость                           трусость

 

(Учитель пишет на доске, учащиеся пишут в тетрадях).

Учитель:

Какие черты вам показались главными?

2.Пересказ учеником эпизода «Как Жилин попал в плен?»

Далее учитель предполагает не только говорить, как поступают герои, но и о чём думают в это время, что чувствуют и переживают.

3. Детализация пересказанного.

Учитель:

Перед тем, как ехать в ущелье, Жилин хочет посмотреть, нет ли татар. Костылин же говорит Жилину: «Чего смотреть? Поедем вперёд!»

Не значит ли это, что Костылин смелее Жилина?

 

В словарь нравственных понятий:

 

                 Жилин                                                        Костыли

               предусмотрительность,                         легкомыслие

               осторожность

 

Учитель:

А как ведут себя Жилин и Костылин во время встречи с татарами?

 

                                                             Костылин

                                                                      предательство

                                                        эгоизм

Учитель:

Как отнёсся к этому Жилин?

Ответ текстом: «Жаль, ружьё уехало…»

 

Жилин

рассчитывает на свои силы

 

Учитель:

Автор, ребята, прямо противопоставляет, как должен был повести себя Костылин и как он ведёт себя на самом деле. Использует для этого ироническое слово.

Какое?

4.Прослушивание магнитофонной записи.

      «А Костылин заместо того, чтобы подождать…»

Ответ:

(«Закатился», «ожаривает»)

5.Работа над эпизодом «В плену».

а) Учитель: Жилину и Костылину предлагают лёгкий способ выбраться из плена. Какой?

Ответ: За выкуп.

Учитель: Ответьте текстом, как в этом случае ведут себя герои.

б) Чтение эпизода «В плену».

 

                      Жилин                                                 Костылин

        умение стоять на своём                               эгоизм

        мудрость, находчивость

 

 

Учитель: Так почему же Костылин пишет письмо домой, а Жилин пишет нарочно?

 

                       Жилин                                              Костылин

          рассчитывает на                                        безвольный

свои силы                                        не приспособленный к       

         думает о матери                                      жизни

 

Учитель: Какие, по-вашему, письма могли написать Жилин и Костылин? (У Толстого в рассказе писем нет).

6.Творческая работа.

а) Чтение учащимися письма Костылина (В конвертах)

Встречавшиеся варианты:

Я попал в плен. Хозяин требует выкуп – пять тысяч. Очень прошу побыстрее прислать мне эти деньги.

Или:

Поймали нас и в аул татарский привезли. Теперь выкуп требуют, собаки. Просят пять тысяч монет.

 

Пришлите, не дайте томиться в яме. Буду ждать.

(Сохраняют речь героя, какой она звучит в рассказе).

б) Прослушивание магнитофонной записи

«Письмо Жилина, которое он хотел бы написать матушке»

 

Дорогая моя матушка!

Очень хотел я тебя повидать, да не пришлось. Выправил отпуск у полковника, да оказался в плену у татар.

Случайно получилось. Обоз шёл тихо. Мы с одним товарищем побыстрей уехать хотели, да татары заметили. Сзади выстрелили в лошадь, схватили, связали, в аул привезли. И товарища моего тоже. Вместе с ним теперь в сарае живём.

Мой хозяин ко мне относится неплохо. Так что обо мне не беспокойся. Я по тебе, родная, правда, скучаю, по дому родному тоже.

Но уже очень скоро мы свидимся, обо всём поговорим, матушка.

Не болей, дорогая!

Жди меня.

До скорой встречи.

Твой Жилин.

 

 

           Жилин                                                           Костылин

           сыновняя забота                                         эгоизм

           забота о матери

 

7. Работа с текстом рассказа.

Учитель:

А теперь ответьте словами текста, как по-разному ведут себя Жилин и Костылин в плену?

 

Чтение фрагментов III главы.

 

                Жилин                                                     Костылин

        умение трудиться                                  бездействие

       не поддаваться унынию                       страдает, но бездействует

       находчивость

 

 

8. Работа над эпизодами диафильма «Кавказский пленник»

Выборочные кадры к эпизодам:

«В плену».

«Неудавшийся побег».

Учащиеся озаглавливают кадры и одновременно работают со словарём нравственных понятий.

 

                 Жилин                                                      Костылин

                сила воли                                                нерешительность

                целеустремлённость                           трусость

                берёт на себя                                        

                ответственность

                за товарища          

 

Учитель:

Почему после эпизода «Неудавшийся побег» Толстой о Костылине почти ничего не говорит?

 

                  Жилин                                                      Костылин

                                                          изнеженный

                                                                            поддался настроению

                                                                          смирился и до плена

к самостоятельной   жизни

                                                         не был готов

                                                                        полное бездействие

Учитель:

Как вы думаете, ребята, почему Толстой именно так называет героев?

(Детской фантазии нет предела. Значит, думают, мыслят. Это уже интересно.

Встречавшиеся ответы:

 

               Жилин                                                           Костылин

           крепкий, жилистый                                   костыль, палка

           в словаре Ожегова                                    поставили - стоит

           жила – это сила                                          бросили – лежит

                                                                            сам ничего не может

Учитель:

Дополняю, что речь идёт о моральной силе Жилина.

9. Рассказы учащихся о герое.

( о Жилине, Костылине

с опорой на составленный на уроке словарь).

IV.Главные выводы по уроку.

Учитель:

Мы говорили о людях, учились разбираться в их характерах, поступках.

Возвращаемся к главному вопросу урока:

Почему же, герои, оказавшись в одинаковых условиях, ведут себя по-разному?

Возможные ответы:

- У них разные характеры.

- И цели в жизни разные.

- Каждого человека устраивает разное, что-то своё.

Выводы учителя:

Можно предложить детям ещё вопрос:

От чего и от кого зависит, как складывается судьба человека?

Лев Николаевич, ребята, нам показывает, сопоставляя героев и в то же время ставя их в одинаковые условия, как много зависит от самого человека.

Важно иметь цель в жизни, стремиться к ней, не останавливаясь перед трудностями, не ожидая, что кто-то сделает за меня.

Тогда только судьба наша будет достойной, хотя, возможно, непростой.

Не забывайте о тех, кто рядом, кому плохо, кому вы можете помочь.

Ведь мы не только хозяева своих судеб, но и судеб тех людей, с кем живём, общаемся, иногда просто встречаемся.

Главное для человека – быть действительно человеком.

Вопросы учителя:

Легко ли в жизни Жилину?

(Нет).

А Костылину?

(Нет).

Кому легче справиться с трудностями?

Если остаётся время, можно нарисовать словесные портреты героев.

 

V.Итог урока.

- Какие виды работ понравились?

Ответы:

- Составление писем.

- Прослушивание записей.

 

Учитель:

- О ком из героев рассказа хотели бы поговорить на следующем уроке?

Ответы:

- О Жилине.

- О Дине.

VI. Д/З Задания по выбору:

1. Рассказ о Жилине.

Рассказ о Дине. (С обязательной личностной оценкой).

2.Словесное рисование портретов Жилина и Дины.

3. Иллюстрирование. Портреты Жилина, Дины.

 

Оценка работы учащихся:

- Чья работа вам понравилась?

- За что можно оценить каждого из вас?

- Какой жизненный урок извлекли вы сегодня?

Учитель благодарит детей за совместную работу.

 



 

 

 

Урок 4

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Тема урока: Душевная близость людей, враждующих лагерей.

(Дружба Жилина и Дины)

ЦЕЛИ:

- Продолжить работу над изучением художественного произведения в связи с биографией писателя, особенностями его творчества, интересами учащихся.

- Способствовать повышению уровня понимания и проникновения в художественный текст на всех этапах урока. Развивать эмоциональное восприятие. Учить анализу прочитанного, услышанного, сделанного.

-Продолжить работу с литературоведческими понятиями.

- Активизировать художественно-этические способности и потребности учащихся.

-Способствовать проявлению личностных качеств детей в связи с их субъектным опытом.

- На основе изучаемого произведения воспитывать у учащихся лучшие человеческие качества.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

- словарь нравственных понятий;

- карточки с названием номинаций, по которым учащиеся сами себя будут оценивать;

-карточки с пословицами о дружбе (2 варианта);

-большая красочная иллюстрация «Дина прощается с Жилиным»;

-карточки-таблички с литературными терминами: портрет, деталь, пейзаж.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:                                                              Иллюстрация

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»,                                                                                                          Душевная близость людей                                                           Расставание     враждующих лагерей.

 

 

«Красиво, коротко, просто и, главное, ясно»

 

??  1.   Как возникла дружба между Жилиным и Диной?

      2.Чем закончилась эта дружба?

      3.Какую роль сыграла она в жизни героев?

      4.Что помешало продолжению дружбы?

      5.Какие законы дружбы открыли вы для себя?

 

НА ПЕРЕНОСНОЙ ДОСКЕ-

Словарь нравственных понятий.

Жилин                                                                Дина

Решительный

Надёжный товарищ

Любящий сын

Мастер на все руки

Верность в дружбе

Наблюдательный

Находчивый

 

Добрая

Умница

 

 

Умение быть благодарной

 

НА ПЕРЕНОСНОЙ ДОСКЕ –

«Термины» - обратной стороной таблички с литературными понятиями:

портрет        (открываются по ходу урока)

деталь  

пейзаж

 

Парты образуют круг. В центре на столе лежат карточки с названием номинаций:

 

Самый внимательный слушатель

 

За удачный ответ

 

Самый активный собеседник

 

Оригинальный ответ

 

Художник – портретист

 

Самое выразительное чтение

 

За работу с языком художественных произведений

 

Самое лучшее словесное рисование

 

За хороший анализ

 

За лучший рассказ

 

(Карточек столько, сколько учащихся. Желательно в двух экземплярах).

 

Далее приметы личностно – ориентированного урока показываю Л/О.

 

План – конспект урока.

 

I.Сообщение темы и целей урока.

Л/О:

с учётом интересов учащихся;

оригинальна форма проведения урока.

 

Создание позитивной мотивации деятельности всех учащихся на уроке.

 

Учитель:

Сегодня, ребята, продолжаем работать с рассказом Л. Н.Толстого «Кавказский пленник»

Тема нашего урока звучит так:

«Душевная близость людей враждующих лагерей».

Вопрос классу:

Как вы понимаете такое нравственное определение: «душевная близость?»

Примерные ответы детей:

- это сходство характеров

- это участие в судьбе друг друга

- это дружба и т. д.

Вопрос классу:

О ком пойдёт речь?

Ответ: О Жилине и Дине.

Л/О Учитель:

Вот и получается, что ваше желание, высказанное на прошлом уроке, поговорить о любимых героях, совпало с темой нашего урока.

Пожалуйста, вслушайтесь ещё раз в звучание темы. (Учитель повторяет тему).

Вопрос классу:

Нет ли в теме слов, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга?

Ответы учащихся:

- Есть. «Душевная близость» и «враждующих лагерей».

Учитель:

По-другому мы можем сказать, что речь идёт о дружбе врагов. Это, действительно, противоестественно, как противоестественно само состояние войны. Но именно о такой дружбе поведал нам Лев Николаевич Толстой. С помощью же автора мы и постараемся разобраться в тайнах этой дружбы.

Л/О: Настраиваю дальше на работу и концентрирую внимание учащихся на видах работы сообразно с их опытом.

И для этого давайте сделаемся хотя бы на время урока «муравейными братьями». Возьмёмся для начала за руки. Нет, мы не будем садиться под стулья, не будем завешивать их платками и сидеть в темноте, прижимаясь друг к другу, как это делал Л.Н.Толстой со своими братьями, открывая идеал «муравейных братьев», любовно льнущих друг к другу. Давайте, сидя вот так, чувствуя тепло друг друга, видя участливые глаза, следуя за Львом Николаевичем, поговорим о тайне дружбы. Надеюсь, что у нас получится урок общения, вы подготовитесь к творческой работе для следующего урока и откроете для себя законы дружбы.

Уверена, что вы сумеете оценить себя по следующим номинациям: (называю их).

Л/О: Дома были предложены разные виды работ (по выбору): рассказ о Жилине, рассказ о Дине, словесное рисование Жилина и Дины, работа с языком художественного произведения (детали: глаза Дины, движения), иллюстрирование – создание портретов Дины и Жилина – со словесным подтверждением.

 

II. «ПРИБЛИЖЕНИЕ ГЕРОЕВ»

 

1.Учитель:

    Дорогие мои муравейные братья, чтобы понять героев, давайте их приблизим к себе.

2.Рассказ ученика о Жилине.

Л/О: Обязательный комментарий: за что полюбился герой.

(ученик заранее заполнил на доске словарь нравственных понятий.

Звучит рассказ ученика о Жилине, называются его нравственные качества.

Учитель:

Но первые выводы о человеке мы делаем по его внешности, хотя очень часто ошибаемся.

Вопрос классу:

Каким литературоведческим термином называется описание внешности?

Ответ:

Портрет (На уроке открывается табличка с термином).

3.Словесное рисование.

 Учитель: Каким вы представляете Жилина?

Примерные ответы:

- Невысокий, крепкий.

- Глаза его приветливые, с огоньком, с лукавинкой, правда, но добрые.

-Руки жилистые, крепкие.

4. Слово художнику – портретисту.

Учитель: Согласен ли ты с описанием ребят?

Докажи, что твой Жилин похож на Жилина Толстого.

На столе после рассказа появляется портрет Жилина. (Герой приближен, он с нами).

Учитель: Какова же Дина?

5. Рассказ ученицы о Дине.

( С обязательной оценкой нравственных качеств).

6. Словесное рисование.

Примерные ответы:

- У Дины красивые глаза, большие, чёрные и очень светлые. Когда она волнуется или радуется, глаза у неё блестят. Как звёздочки.

- Она тоненькая, подвижная, лёгкая.

- Дина высокого роста, одета хорошо, потому что её отец был богатым…

7. Слово художнику – портретисту.

(Девочка соотносит нарисованный ею портрет с портретом автора, подтверждает текстом).

Героиня приближена. Она с нами.

 

Л/О  III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.

Оценка учащихся по номинациям:

- Более подробный, интересный, содержательный, грамотный рассказ        («Лучший»).

- Художник- портретист

- Словесное рисование

Учитель: Чьими глазами увидели художники Дину, Жилина?

 

IV. РАБОТА С ЯХП. (ЯХП – язык художественных произведений)

Учитель: А дальше, ребята, следуя за автором, проследим, как «коротко, красиво», с помощью маленьких выразительных подробностей он рассказывает о героях.

Вопрос классу:

Как литературным термином называются маленькие выразительные подробности?

Ответ – Детали.

Учитель: Это второй приём рассказа о герое у Толстого. Первый – портрет.

В рассказе о Дине он отмечает 2 детали: глаза и движения.

2.Работа с текстом.

Учащиеся отмечают детали: первая ученица – глаза, а вторая ученица – движения. (по страницам учебника)

Л/О  С обязательным пояснением:

А) как  эти детали подчёркивают характер?

Б) о каком отношении автора они говорят?

Ответы учащихся.

Учитель:

Всё коротко, просто, ясно. А недосказанность только даёт простор нашей фантазии, воображению.

Л/О V. Итог работы с текстом. Оценка этапа урока:

- Как точно названы детали? (Работа с ЯХП)

- Выразительность чтения.

VI. Работа по вопросам, записанным на доске

Л/О  появляется возможность оценить себя в других номинациях.

1 вопрос

Как же возникла дружба между Жилиным и Диной?

Примерный ответ:

- Жилин начал делать кукол, а Дина в ответ молоко начала носить, сырные лепёшки.

Учитель: Подтвердите текстом. (Стр.213. Учебник В.Я.Коровиной М.: «Просвещение» 2010 год).

Учитель:

Может, Жилин хотел воспользоваться детской доверчивостью и специально кукол делать стал?

Возможные ответы?

- Со скуки делал. Он мастер на все руки.

- Он же в первый раз рассчитывал во время побега на свои силы. Думал: «Сам выберусь!»

Учитель:

Когда же Жилину впервые приходит в голову мысль:

« А НЕ ПОМОЖЕТ ЛИ Дина?».

Ответ: (Гл.6, стр. 213)

Учитель:

Какую роль сыграла дружба в жизни героев?

Ответы очень интересные:

- Она подарила радость общения Дине.

- Жилину дружба жизнь подарила, спасла его…

Учитель:

Что помешало продолжению дружбы?

Ответ:

- …Разлука.

- …Война.

Учитель:

Ребята, в своих книгах Лев Николаевич часто использовал пословицы, поговорки. Я предлагаю вам на вопрос вопросов нашего урока ответить пословицами.

Вопрос: На каких законах строилась дружба?

Л/О (раздаю карточки (2 варианта) с пословицами). Ученики совещаются, обосновывают, какие пословицы подходят.

Затем звучат ответы.

 

              8.РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.

1.   БЕЗ ДРУГА В ЖИЗНИ ТУГО                   1.ДЛЯ ДРУЖБЫ НЕТ РАССТОЯНИЙ

2.НЕ СОШЛИСЬ ОБЫЧАЕМ, НЕ                 2.ДОБРОЕ БРАТСТВО ЛУЧШЕ

БЫВАТЬ ДРУЖБЕ                                                   БОГАТСТВА

 

3.САМ ПРОПАДАЙ, А                                   3.КТО СКУП ДА ЖАДЕН,ТОТ

ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ                                    В ДРУЖБЕ НЕЛАДЕН

 

                   

 

 

Л/О  Оценка по номинациям

 

VII. РАБОТА С ТЕКСТОМ

- чтение по ролям.

Учитель:

Назовите самые трогательные сцены рассказа:

- Сцена побега

- Прощание

- 1-ый побег и др.

2.Чтение по ролям «Второй побег» (стр.225/226)

Вопросы: (работа со словом)

Какие слова говорят о добром отношении Жилина к Дине и о благодарности его, о заботе, о тревоге за девочку?

- А жалость звучит в каких словах?

- Каким словом выражено чувство Дины? («как заплачет»)

- О себе ли плачет Дина?

Учитель:

Одна деталь, одно слово…

А как много оно говорит о герое!

 

VIII. РАБОТА ПО БОЛЬШОЙ КРАСОЧНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ, ВЫПОЛНЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНО К УРОКУ.

Вопрос учителя:

Какими деталями удалось художнику подчеркнуть душевную близость героев?

Ответы:

Протянутая рука, поворот головы, взгляд, близкое расположение Дины и Жилина друг к другу.

 

IX. РАБОТА НАД ПЕЙЗАЖЕМ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Учитель:

Лев Николаевич использует ещё один приём для изображения состояния героя – ПЕЙЗАЖ.

- Что такое пейзаж?

Найдём пейзаж в 6 главе.

 

 

1.     Жилин сидит в яме

Какие чувства передаёт?

Переживает.

2.     Выбрался. Стр.226

Напряжённость.

Ожидание.

Напряжённость передают глаголы.

Природа насыщена движениями.

Противопоставлены свет – тень.

Называем глаголы.

 

 

Смена настроения.

Исчезают глаголы.

Свет и тишина.

Нет противопоставления.

Наступает успокоение.

 

 

Учитель: Какие же приёмы для рассказа о герое использовал автор?

Ответ:      Портрет.        Деталь.       Пейзаж.

 

Итоговая оценка учащихся по предложенным номинациям.

Учитель говорит, чья работа была более заметной и содержательной.

Это была работа для себя и друзей.

 

X.  Д/З

Повторяют. Оно ещё на первом уроке записано у учеников в тетрадях.

Мальчики: От лица Жилина рассказать о дружбе с Диной.

Девочки: От лица Дины рассказать о дружбе с Жилиным.

 

XI. ФИНАЛ УРОКА.

Л/О

- Какие законы дружбы открыли вы для себя?

- Получилось ли у нас общение?

Учитель:

(Даёт словесную оценку работе детей, и пожелание звучит в адрес «муравейных братьев» в виде рифмованных строк).

(Снова взялись за руки, учитель вместе с учениками).

 

Моим муравейным братьям:

 

Урок душевного родства,

Я вас прошу: «Не забывайте»!

Добро во имя доброты

Почаще, дети, совершайте.

 

 

Моим  муравейным братьям:

 

Тогда лишь радостнее жизнь

Для большинства людей настанет…

Мы не забудем о войне…

Но в душах больше мира станет!    

Урок 5

ТЕМА: Развитие речи.

Защита самой задушевной идеи Л.Н.Толстого.

ЦЕЛИ:

Способствовать развитию устной монологической речи учащихся, пробуждению и развитию их интеллектуальных способностей, добиваться соединения исследования и творчества детей, создавать оптимальные условия для работы, чтобы у детей возникало желание высказываться из потребности, а не просто по учебной обязанности.

Воспитывать у детей лучшие категории нравственности: личную ответственность за происходящее способность чувствовать чужую боль как свою, искать возможность быть полезным людям, щедрость души желание преодолеть братоубийственные войны.

 

Парты стоят по кругу. Дети остались ещё на урок с «муравейными братьями».

Они видят глаза друг друга, чувствуют тепло друзей, их близость и знают, что в нужный момент они помогут друг другу.

 

Оформление доски:

Защита самой задушевной идеи Л.Н.Толстого – идеи «муравейных братьев»

 

ХОД  УРОКА.

I. Сообщение темы урока.

Вступительное слово учителя:

Давайте, друзья, останемся «муравейными братьями».

( После паузы, с сожалением…)

Расстались герои толстовского рассказа «Кавказский пленник» Жилин и Дина, но, я уверена, что с вами навсегда осталась идея Льва Николаевича о вере в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей.

Давайте ещё раз прочитаем по ролям ( обыграем или проинсценируем) трогательную сцену прощания Жилина и Дины.

 

II.Чтение по ролям (или инсценирование эпизода расставания)

Звучит отрывок со слов: «Прощай, Динушка,…до  «…как козочка прыгает».

Оценка исполнения:

- Понравилось ли исполнение?

- Сумели ли ребята передать чувства героев?

Давайте оценим исполнение:

Л/О

- Чьё исполнение особенно понравилось?

- Оценка выразительности

- Артистичности

- Достоверности исполнения

 

 

III. Беседа с учащимися, настраивающая на творческую работу.

Вопрос учителя:

О себе ли плачет Дина?

Возможные ответы:

- Нет, о Жилине.

- Ей жаль расставаться.

- О конце дружбы плачет.

- (И другие).

 

Обобщение учителя:

Конечно, не о себе плачет Дина. Забыла она о себе. Ей, действительно, горько расставаться с Жилиным.

 

Она совсем не думает об опасности. А ведь ей грозит опасность, и немалая. Давайте задумаемся.

 

Девочка обманула отца. И вряд ли в ауле не догадываются, кто помог пленнику бежать.

 

Что же будет с Диной?

 

Представим себе, что старики соберутся решать её участь. Так раньше полагалось в горных аулах, так полагается на Кавказе и сейчас.

 

Старые люди – самые опытные, самые  мудрые, им и решать.

 

Придёт и старик в чалме, требовавший убить пленных. Он напомнит, что семь сыновей его погибли на войне, что восьмого он убил своими руками за то, что тот предался русским…

 

Помощь Дины старик тоже сочтёт за предательство.

Страшный суд ждёт девочку.

 

Вопрос учителя:

Скажет ли Дина хоть что-нибудь в своё оправдание?

Возможные ответы:

- Нет, наверное.

- Скорее всего, нет. Дети и сейчас, по горским обычаям должны почитать стариков, слушать и молчать.

- Опустит голову и заплачет.

IV. Приглашение учащихся к участливому разговору.

Учитель:

Дина, вероятно, ничего не сможет сказать в своё оправдание.

Я с вами согласна.

Но вы-то, ребята, можете хоть что-то сказать в защиту девочки?

Дети:

- Да.

- Конечно. – Нужно подумать.

Учитель:

Значит, по сути дела, вы можете выступить в защиту самой задушевной идеи Л.Н.Толстого, идеи «муравейного братства»

 

V. Выступление защитников.

(Предварительно учитель говорит о возможных подходах работы, не исключая и игровых. Формы устных сочинений могут быть различными:

- аналитический пересказ с обязательным выражением личного отношения.

- лирический монолог, обращённый к тем, перед кем защищают Дину).

 

Примерные варианты ответов.

Возможный пересказ.

Дина сначала, как и все, смотрела на Жилина, «как на зверя какого». Совсем он был ей не человек, только страшный враг. А Жилин ей кукол стал делать и дарить. И смотрел ласково, как она кукол качала-убаюкивала. Вот Дина и поняла, что Жилин не зверь, а очень добрый человек. Она принесла ему молоко и радовалась, что он выпил и ему понравилось. Дина уже его полюбила. И она не думала, что с нею будет, когда шест приносила. Она знала, что только она одна может спасти Жилина. Дина не хотела, чтобы Жилина убили.

За что же наказывать Дину?

Она не виновата, что полюбила Жилина.

Её не наказывать, а хвалить надо.

Она первая и одна среди всех поняла, что людям нужно дружить, а не враждовать. Я бы на месте Дины тоже так поступила.

 

Возможный монолог к тем, кто судил Дину.

Здравствуйте, мудрые старцы!

Я, конечно, как и Дина тоже ребёнок. Но прошу выслушать меня.

За что же вы хотите наказать девочку? За что в яму бросить хотите?

За то, что умницей оказалась?

За то, что она поняла, что лучше дружить, а не убивать?

А ведь и вы могли бы это понять!

Дина умнее всех оказалась.

Одна она увидела, что Жилин ничего не боялся и никого – как ваши джигиты. А какой мастер!

И вам же помогал, пользу приносил.

Да и вы к нему привыкли.

Не так ли? Значит, это человек.

Вот ты, чёрный Абдул, бил Дину. Зачем? За что?

Кого ты судить пришёл? Ребёнка! Умницу!

Может, к смерти присудите?

Не судить её надо!

Гордиться ею надо!

Она умнее вас! Лучше вас!

Не трогайте! Не смейте!

 

Некоторые ученики рассказывают  от лица Жилина о дружбе с Диной.

(С обязательной личностной оценкой).

Другие ведут повествование от лица Дины о дружбе с русским пленником.

(Равнодушных нет. Всем интересно. Даже те дети, которые сначала ничего не могли сказать в защиту Дины, заговорили к концу урока).

 

VI. Оценка творческих работ по следующим критериям:

- Содержательность.

- Умение высказать личностные суждения.

- Владение монологической речью.

- Оригинальность ответа.

- Осмысление, оценка поступков героев.

- Артистизм.

- Мастерство рассказа.

- Опыт слушателя.

- Умение помочь товарищу.

(Такая работа детям нравится. Они спрашивают о том, кого в следующий раз будут защищать и когда).

 

(Следовательно, идея поселилась в душах детей).

Связываем материал урока с жизнью.

Будьте внимательнее друг к другу, и сегодня же вы уже сможете при желании защитить малыша, старика, близкого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сайт управляется системой uCoz