Публичная отчётность

образовательного учреждения

МОУ Никольская СШ

 

 

 

 

 

 

 

Никольское 2009 год

1.Общая характеристика учреждения и условий его функционирования

Учредитель: Рамешковский районный отдел образования.

Тип учреждения: общеобразовательное учреждение.

Вид учреждения: средняя общеобразовательная школа.

Статус учреждения: юридическое лицо.

Контактная информация: 171418,Тверская область. Рамешковский район, село Никольское, улица Центральная, дом 56, телефон – 26-3-21,

 e-mail - mou–nikolskaya@mail. ru.

Численность персонала: 23 человека.

 

Местонахождение школы

 Никольская средняя общеобразовательная школа расположена в сельском поселении Никольское Рамешковского района. Это северо-западнее г. Твери, на границе Рамешковского района с Лихославльским. Село Никольское находится в 15 км от райцентра – посёлка Рамешки, в 78 км от областного центра – г. Тверь.

            Село Никольское основано в месте впадения реки Тресна в реку Медведица (приток Волги). В 13-14 вв.. значительная часть территории в окружении Никольского входила в Новгородскую республику. По р. Медведице проходила граница Каменского стана Бежецкого Верха Новгородского и Московского княжеств (15 – начало 16 вв..). Поселения Никольское, Стучево (Тучево), Шеломец описаны в писцовой книге Бежецкой Пятины 1545 г. В середине 17 века сюда прибыли карелы. В 19 в. населённые места и земли в основном находились во владении помещика генерал-адъютанта Н.В. Зиновьева, который получил их за заслуги от государя.

В 30-е годы XX века в деревнях образовывались колхозы, которые в 1965 были объединены в совхоз «Тучевский». В 1992 году совхоз был расформирован, земля и основные формы были приватизированы и розданы работникам для перехода на новые экономические отношения.

В селе работают ФАП, три частных магазина, почта. На расстоянии 5 км находится нефтеперекачивающая станция.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение на окраине административного района, в стороне от трассы Рамешки – Тверь.

Культурный центр – ДК, библиотека с музейным уголком. В своей работе педагоги сотрудничают с работниками культуры. Организована работа кружков. Отсутствие возможности часто взаимодействовать с культурными центрами Твери не позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Выручает сотрудничество с МОУ ДОД «Дом детского творчества». Воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

 

История школы.

В 1868 г. в селе основано Никольско-Тучевское земское училище. В 1914 г. училище въехало в новое здание и стало называть Никольским земским училищем (школой).

 В государственном архиве Тверской области в статистических ведомостях земских училищ мы обнаружили сведения о нашем Никольско-Тучевском училище, Замытской волости Бежецкого уезда.

В 1894 г. в училище обучалось 70 человек (60 мальчиков, 10 девочек). В 1914 г. в училище числилось 83 человека (45 мальчиков, 38 девочек).

В 1931 г. земское училище было реорганизовано в школу колхозной молодёжи (ШКМ). В 1934 г. школа постепенно переросла в семилетку. В последующем открылся 8-й, затем 9-й класс.

В 1997 г. в селе была открыта новая школа на 100 учащихся, а с 1.09.1998 г. была реорганизована в среднюю школу. При ней стала работать группа дошкольного образования.

 На 1.09.2000 г. в школе обучалось 98 учащихся, работало 16 педагогов; дошкольную группу посещало 13 детей, с которыми занимались 2 воспитателя.

 За 10 лет существования средней школы аттестаты о среднем образовании получили 37 выпускников. Из них 2 человека получили аттестаты с отличием (1 золотая и 1 серебряная медали).

В настоящий момент в школе обучение ведется в 10 классах, средняя наполняемость – 5 человек, намечается тенденция к сокращению количества обучающихся, что связано с общей демографической ситуацией в районе.

 

 

 

 

 

Диаграмма 1.  Динамика численности обучающихся

 

            В школе учатся дети, проживающие в с. Никольское, а также в деревнях с/поселения Никольское.

            Большинство семей проживают в частных домах, имеют подсобное хозяйство, незначительная часть - в многоквартирных домах.

 

Таблица 1. Социальный состав учащихся школы.

 

                                                              Полная семья                 Неполная семья

Начальная школа (1-4 классы)                              31%                                    69%

Основная школа (5-9 классы)                                61%                                    39%

Средняя школа (10-11 классы)                              50%                                    50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграммы 2,3,4. Социальное положение родителей.

 

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

 

 

 

 

Диаграммы 5,6,7. Образовательный уровень родителей.

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Достижения учреждения в конкурсах

- 1 место в районной ученической краеведческой конференции «Национальности Рамешковского района»

-    2 место в районном конкурсе «Учитель года»

 

 

 

 

 

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Мы хотим построить школу возможностей (адаптивную). Адаптивная школа- это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно- развивающим обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках 3-х ступеней:

I ступень -начальные классы

II ступень –основная школа

III ступень – средняя школа

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею-реализацию личностно-ориентированного образования.

Школа ставит перед собой следующие цели:

-отработка модели новой адаптивной школы;

-обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

-создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

-повышение роли образования в воспитании личности;

-обеспечение социальной защищённости участников образовательного процесса.

Задачи:

-переход к универсально-профильному образованию;

-поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

-поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебные научные исследования;

-определение педагогической основы и создания соответствующей базы   для последующего формирования детской самодеятельной организации;

-активизация деятельности психологической службы;

-совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения;

-совершенствование систем воспитания здорового образа жизни.

Принципы:

-гуманизация образования, предполагающая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

-демократизация управления школы и взаимоотношения учительского и ученического коллектива;

-преемственность в обучении.

2009 год является завершающим по внедрению новой концепции развития школы. Осуществлен переход к универсально-профильному образованию, найдены новые формы наполнения содержанием БУПа, в ходе урочной и внеурочной деятельности обучающиеся шире включаются в научные исследования.

     В учебно-воспитательный процесс включаются разработанные «Программа развития и воспитания в школе», «Программа нравственного воспитания», «Воспитательная система классов» и «Программа Здоровье».

Возобновил работу Совет школы. Наряду с рассмотрением на заседаниях вопросов об организации питания обучающихся, о взаимодействии школы с социумом, о благоустройстве школьной территории, Совет оказал помощь администрации школы в рассмотрении вопросов о новой системе оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Система оценки (менеджмента) качества

Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилений всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, общешкольную конференцию. Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом, и осуществляют мотивацию, информационно-аналитическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную, оценочно-результативную функции.

Организационная структура управления школы


4.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

 

Учителями школы используются современные образовательные технологии: ИКТ, технология индивидуализации обучения, уровневая дифференциация обучения, игровая технология, здоровьесберегающая.

36% учащихся в 2008-2009 учебном году приняли участие в мониторинге по русскому языку (9класс), биологии (8 класс), химии (11 класс), математике (4 класс).  

Для оценки результативности деятельности учителей при распределении стимулирующей части используется Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

5.Финансово-экономическая деятельность

·        Годовой бюджет учреждения – 5438, 5 тысяч рублей.

·        Количество бюджетных денег на одного ученика в год – 99,5 тысяч рублей.

·        Доля ФОТ в бюджете – 27 %.

·        Доля ФОТ учителей – 45%.

·        Размер стимулирующей части ФОТ – 7,8%.

·        Доля педагогов, получающих выплаты стимулирующего характера – 100%.

 

6.Условия организации образовательного процесса

            Школа расположена в типовом здании, где созданы необходимые санитарно-гигиенические условия: тепловой режим обеспечивает котельная, работающая на газовом топливе; световой режим – лампы дневного света. Здание школы оборудовано системой хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения, канализацией. Работает система очистки воды.

            В школе имеется:

·        библиотека с книжным фондом 4087 экземпляров, в т.ч. учебников – 537, художественной литературы – 1880, художественной литературы, не подлежащей инвентарному учету - 1472, есть фонд методической и справочной литературы - 198;

·        компьютерный класс, имеется выход в Интернет;

·        актовый зал на 70 мест (70,8 м2), где проходят все школьные праздники;

·        спортивный зал (162 м2), который используется для уроков физической культуры и школьных спортивных мероприятий;

·        школьная столовая рассчитана на 40 посадочных мест. Работает автономно, приготовление обедов осуществляется непосредственно в школе. Дети из социально незащищённых семей питаются бесплатно;

·        учебно-опытный участок – база опытнической работы, дополнительный источник обеспечения школьной столовой дополнительными овощами, ягодами, фруктами.

·        школьная ферма, производящая мясную продукцию в целях сбалансированности и удешевления питания.

 

В настоящий момент в школе обучение ведется в 10 классах, средняя наполняемость – 5 человек, намечается тенденция к сокращению количества обучающихся, что связано с общей демографической ситуацией в районе. Количество учащихся на одного учителя -3 человека. В школе достаточно хороший уровень информационного обеспечения:

·        количество книг библиотеки в расчете на одного учащегося -82 экземпляра

·        доля учащихся, пользующихся услугами библиотеки по внеучебным вопросам – 8 человек

·        среднее количество времени использования Интернета в расчете на одного учащегося в год-7 часов

·        количество учащихся на 1 компьютер- 6 человек

            В школу принимаются дети с 6,5 лет и 7 лет на основании заявлений родителей. Начальная школа работает по традиционной общеобразовательной программе. Нормативный срок освоения 4 года (1-4 классы).

            Уровень подготовки детей к школе различный. Дети, которые посещали детский сад, где ведется подготовка к школе, чаще всего готовы к получению школьного образования. Среди первоклассников есть дети «домашние». Ввиду этого, перед учителями начальной школы стоит задача выравнивания стартовых возможностей учащихся. Организация этой работы позволяет добиваться успешного усвоения программ начальной школы всеми учащимися. Последние три года большинство детей успешно усваивают стандарты образования по завершению обучения в начальной школе.

 Режим работы школы – пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков – 45 минут, продолжительность перемен – 10 минут, двух больших – 20 минут.

В настоящее время в школе работают 14 педагогов (из них 3 –по совместительству).

·        Средний возраст педагогов – 45 лет

·        Доля учителей мужчин -8%

Педагоги школы в соответствии с перспективным планированием своевременно проходят курсы повышения квалификации (94%), причем не только по одному предмету, но и по тем дисциплинам, которые преподают.

·        Доля учителей, прошедших курсы компьютерной грамотности – 92%.

·        Доля учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе -58%.

·        Количество педагогов-победителей конкурсов различного уровня – 2.

 

Диаграмма 8.  Доля учителей, выпускников Никольской школы в составе педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 9.  Состав педагогических кадров по стажу работы.

 

Диаграмма 10. Состав педагогических кадров по категориям.

Диаграмма 11. Состав педагогичеких кадров по уровню образования.

 

7.Содержание образования

Учебный план школы соответствует уровню реализуемых образовательных программ, в основе учебного плана лежит региональный БУП. Он определяет максимальный объем нагрузки учащихся, необходимое время, отводимое время на освоение государственного образовательного стандарта по классам, образовательным стандартам и регионального компонента содержания образования. Учебный план реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, что обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует выпускникам школ овладением необходимым максимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.

Инновации в образовательном процессе:

·        освоение курса «Основы православной культуры»

·        преподавание курса МХК

·        преподавание иностранного языка в начальной школе

·        преподавание информатики в 3-4 классах, 9 классе

·        использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы, английского языка, биологии

·        введение элективных курсов по русскому языку, географии, математике.

 

            В школе продолжена работа по созданию воспитательной системы. Основными направлениями воспитательной работы являются:

·        учебно-познавательное

·        гражданско-патриотическое

·        духовно-нравственное

 Воспитание обучающихся основано на сохранении культурно-исторического наследия, отечественных традиций. Коллектив педагогов обращает особое внимание на трудовое и спортивное воспитание школьников.

·        Доля учащихся, включенных в исследовательскую деятельность – 27%.

·        Доля учащихся, включенных в проектную деятельность -22%.

            В целях реализации задач гражданско-патриотического воспитания проводятся:

·       ознакомление учащихся с государственной символикой

·        акции ко Дню Народного единства

·        конкурс детских рисунков на тему «Народные обряды, традиции, костюмы»

·        серия бесед, викторин, классных часов

·        вахта Памяти

 

            Особое место в воспитании патриота Отечества занимает краеведческо-поисковая деятельность. Собираются экспонаты для создания школьного музея, посвященного местному учительству, учительским династиям.

            Ежегодно школа принимает участие в районных краеведческих конференциях. Собран большой краеведческий материал по темам «Путеводитель по Никольскому сельскому округу», «60-летие Победы», «Летопись школы», «Природные ресурсы сельского поселения Никольское и особенности их использования», «Природа Рамешковского района. Памятники природы и природно-заповедный фонд нашего края», «Национальности Рамешковского района». Результатами работы краеведов школы стали призовые места на районных конференциях.

            В школе разработана программа нравственного воспитания с учётом возраста детей (для дошкольников, младших школьников, учащихся среднего и старшего звена), утверждены воспитательные системы классов.

            С большим вниманием и почтительностью готовят дети, под руководством учителей, выступления ко дню Учителя, дню Пожилого человека, дню Матери и  Дню Победы. Обучающиеся совместно с родителями и учителями приняли достойное участие в районном фестивале «Моя семья».

            Проведён цикл классных и воспитательных часов по курсу экологии с целью развития экологической грамотности и культуры учащихся. Итогом работы явилось создание Экологической тропы в сосновом бору на берегу реки Медведицы, в начале которой установлен специальный знак. Группа школьников совместно с учителями принимала участие в акции по очистке тропы от мусора. 

            Спортивное направление в работе школы – аэробика и гимнастика, баскетбол и волейбол, лёгкая атлетика и лыжная подготовка.

            Трудовое воспитание всегда было значимо в работе школы. Здесь также сложились свои традиции.

            Школа имеет учебно-опытный участок площадью 0,5 га. Работа на участке способствует развитию интереса к изучению естественных наук, воспитывает трудолюбие, эстетический вкус. Участок имеет следующие разделы:

 

1.     Цветочно-декоративный

2.     Плодово-ягодный

3.     Овощной

4.     Коллекционный

5.     Опытный

 

            Ежегодно закладываются опыты по сортоиспытанию цветов и овощей, по выяснению условий повышающих урожайность овощей.

            Выращиваемые школьниками ягоды и овощи используются в школьной столовой. Например, в 2009 г. выращено около 150 тонн и овощей, дали хороший урожай морковь, лук, огурцы, кабачки. Вся выращенная продукция используется в школьной столовой. Учебно-опытный участок не раз занимал первые места в районном смотре-конкурсе пришкольных участков, принимал участие в областной выставке сельскохозяйственной продукции выращенной школьниками.

            При школе до 2009 года работала мини-ферма, которая давала для столовой необходимое количество мяса. В школе накоплен достойный опыт по организации подсобного хозяйства, благодаря которому удешевляется питание для дошкольников и школьников (стоимость обеда составляет 20 рублей в день, в том числе родительская плата - 15). И это тоже наша хорошая традиция.

            Традиционно для школы и проведение следующих ежегодных мероприятий:

·        День Знаний

·        День Учителя

·        День пожилого человека

·        Осенние и зимние праздники

·        День рождения школы

·        День Матери

·        День здоровья

·        8 марта и День защитника отечества

·        День Победы

·        Праздник последнего звонка

·        День самоуправления

 

            В школе работает ученическое самоуправление «Совет старост», главной целью которого является формирование творческой, активной личности на основе содружества учителей и учащихся разных возрастов.

            За последние годы была возобновлена забытая традиция – вечер встречи с выпускниками школы, с декабря 1997 года школа отмечает свой день рождения, в 2007 году школа отметила 10-летний юбилей. В 2008 году школе в селе Никольское исполнилось 140 лет.

При школе работает 4 кружка по 2 направлениям, в которых занимается 26 учащихся (63% от общего числа) 1-11 классов. Предпочтительными являются кружки художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленности. Большую работу по эстетическому воспитанию школьников проводит руководитель кружка «Юный художник». Участники кружка принимают участие в районных смотрах и конкурсах.

            Наибольший процент занятости учащихся в кружках – это ученики 1-8 классов (66%).

 

 

Многие учащиеся школы занимаются в кружках при  МОУ ДОД «Дом детского и юношеского творчества». 24% школьников занимаются в кружках технической направленности, 24% - краеведческой.

 

8.Учебные достижения учащихся

С 2005 года выпускники школы сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике, русскому языку, обществознанию, истории, географии, биологии, физике. Анализируя выбор экзаменов при прохождении итоговой аттестации в 9-х классах за последние 3 года, можно отметить, что ученики более часто выбирают для сдачи экзамена основы безопасности жизнедеятельности и физкультуру.

При сдаче экзаменов по ОБЖ, физической культуре, географии  выпускники показывают средний уровень знаний.

Наибольшее количество выпускников 11-х классов при прохождении итоговой аттестации за последние 3 года выбирают следующие дисциплины: русский язык, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание, географию.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 14. Распределение выбора предмета выпускниками 9-х классов для сдачи экзаменов (2007-2009 г.г.)

 

Диаграмма 15. Процент обучающихся 9-х классов, сдавших экзамены на «4» и «5» (2007-2009 г.г.)

 

 

 

Диаграмма 16. Распределение выбора предмета выпускниками 11-х классов на экзаменах (2006-2008 г.г.)

в форме ЕГЭ

 

 

Диаграмма 17. Процент обучающихся 11-х классов, сдавших экзамены на «4» и «5» (2007-2009 г.г.)

В 2008 -2009 учебном году экзамены оценивались по балльной системе. Все обучающиеся успешно прошли итоговую аттестацию. Учащиеся школы принимают активное участие в районных предметных олимпиадах. В 2008-2009 учебном году они заняли призовые II и III места.

Таблица 2.  Количество выпускников 9-х классов, поступивших в 10-й класс, ССУЗы и учреждения НПО.

Категория учащихся

2007 год

2008 год

2009 год

Всего выпускников

8

7

4

Количество выпускников, поступивших в 10-й класс

6

5

1

Количество выпускников, поступивших в ССузы

2

-

1

Количество выпускников, поступивших в учреждения НПО

-

2

2

 

Таблица 3. Количество выпускников 11-х классов, поступивших в ВУЗы, ССУЗы и учреждения НПО.

Категория учащихся

2007 год

2008 год

2009 год

Всего выпускников

2

1

6

Количество выпускников, поступивших в ВУЗы

1

1

2

Количество выпускников, поступивших в Сузы

1

-

-

Количество выпускников, поступивших в учреждения НПО

-

-

1

 

9.Внеучебные достижения учащихся

В связи с уменьшением численности детей в школе с 2007-2008 учебного года из школьного объединения «Старшеклассник» образовалось новое – Совет старост. В него вошли активные обучающиеся школы. Они управляют ученическим коллективом, помогают классным руководителям в организации и проведении внеучебных мероприятий, активно участвуют в КТД школы, района, области.

 Неоднократно коллектив школы призовые места занимал в районных краеведческих конференциях. Этот год не стал исключением.

·        Дипломом РРОО были награждены участники краеведческой конференции «Национальности Рамешковского района».

·        Благодарностью РРОО отмечен коллектив школы за участие в районном фестивале районного творчества «Мы – одна семья».

·        Грамотой за I место в районном конкурсе юного писательского таланта «Родительский дом – начало начал» награждена ученица 5 класса Тимофеева Анна.

·        Грамотой в специальной номинации «Патриотическое воспитание» в районном конкурсе юного писательского таланта «Родительский дом – начало начал» награждена ученица 8 класса Войнова Ирина.

·        Благодарностью отмечены и другие учащиеся школы.

·        Дипломом за участие в конкурсе рисунков на районном фестивале семейного творчества «Мы – одна семья» награждена ученица 8 класса Каракоха Ксения.

С трудными и опекаемыми детьми в школе проводится профилактическая работа, которую организует общественный инспектор по охране детства.

·        Количество правонарушений – 1.

·        Количество обучающихся, состоящих на учете – 1.

 

10.Состояние здоровья школьников, деятельность по охране и укреплению здоровья

Здоровьесберегающие технологии, программа «Здоровье», используемые учителями направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ежегодно проводится медицинский осмотр учеников, где выявляются самые распространенные заболевания. Результаты медосмотра учитываются при организации учебно-воспитательного процесса. Ежемесячно проводятся Дни здоровья, в феврале – Месячник здоровья и спорта, школьные соревнования по спортивным играм, лыжные гонки. Команда школы участвует в районных соревнованиях по легкой атлетике и лыжам.

На базе школы ежегодно работает оздоровительный летний лагерь. В организации работы сложились хорошие традиции, позволяющие сделать отдых детей активным, здоровым и полезным. 3-й год при школе работает оздоровительный лагерь в весенние и в осенние каникулы.

 

 

 

 

Диаграмма 18. Долевое распределение школьников по группам здоровья

·        Количество случаев травматизма -  отсутствует.

·        Доля посещающих спортивные секции – 39%.

·        Количество часов для занятия спортом для одного ученика в неделю – 3ч.

·        Доля курящих – 12%.

·        Доля употребляющих алкоголь – 2%.

·        Доля принимающих наркотики – отсутствует.

·        Доля обучающихся, охваченных программами сохранения и укрепления здоровья – 100%

 

 

11. Социальное партнерство, сетевое взаимодействие

К школьным праздникам разовую спонсорскую помощь оказывают ИП Джабаев М.К., ИП Макарова М.В., ООО «Агротурбизнес», за что школа неоднократно выражала спонсорам благодарность.

В учреждении из 22 работников – 15 членов профсоюза.

 

 

 

 

 

 

12. Социальная активность учреждения.

Учреждение ведет активную работу с социумом.

Схема 1. Взаимодействие Никольской средней общеобразовательной школы с социумом.

               МОУ ДОД ДДТ

·        Кружок «Умелые руки»

·        Кружок «Краеведение»

 

               Районная библиотека

·        Тематические конференции

МОУ Никольская средняя

общеобразовательная школа

 

 

Дом культуры

·        Кружок «Иван да Марья»

 

 

Сельская библиотека

·        Музей крестьянского быта

 

Совместно с библиотекой и ДК, сохраняя и почитая традиции предков, проводятся обряды «Никола вешний», «Юрьев день», «Ильин день»,

«Масленица», «Троица», «Крещение». На территории школы проведен VIII областной фестиваль карельской культуры.

Традиционными стали субботники по благоустройству села и школьной территории. По итогам участия в районном конкурсе по благоустройству школьных территорий школе объявлена благодарность РРОО.

Программа развития сельского поселения в ближайшее время планирует организацию сельского туризма. С целью изучения родного края обучащиеся проводят исследовательские работы:

·        Шашкова Ксения. Автореферат «Экскурсия в нетуристический район».

·        Войнова Ирина, Каракоха Ксения, Фомин Сергей. Проект «Комплексное исследование экологического состояния водных источников на территории сельского поселения Никольское.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz