ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА.

Звучит романс «День и Ночь».

ВЫХОДЯТ ДВОЕ ВЕДУЩИХ И САДЯТСЯ В КРЕСЛА К ЖУРНАЛЬНОМУ СТОЛИКУ, НА КОТОРОМ В ПОДСВЕЧНИКАХ СТОЯТ СВЕЧИ. ЖЕЛАТЕЛЬНО СОЗДАТЬ ПОЛУМРАК.

 

1 Ведущий:

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о РОМАНСЕ – музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, раскрывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье.

  Поэт Аполлон Майков, живший в 19 веке, подметил: в каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении – своя поэзия. Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении «ОКТАВА».

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ИСПОЛНЯЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЧТЕЦ.

Пусть говорят: поэзия – мечта, горячки

сердца бред ничтожный,

Что мир есть мир пустой и ложный, и

бледный вымысл – красота.

Пусть так! Но в полдень листьев шёпот

так полон тайны,

Шум ручья так сладкозвучен, моря ропот

глубокомыслен,

Солнце дня с такой любовию приемлет

пучина моря,

Лунный лик так сокровен, что сердце

внемлет во всём таинственный язык;

И мы невольно сим явленьям даруем

жизни красоты,

И этим милым заблужденьям и верим, и не верим мы!

Гармонии стиха божественные тайны не

думай разгадать по книгам мудрецов;

У брега сонных вод, один бродя случайно,

прислушайся душой к шептанью

Тростников, дубравы говору: их звук

необычайный прочувствуй и пойми…

В созвучии стихов невольно с уст твоих

размерные октавы польются,

звучные, как музыка дубравы.

2 Ведущий.

Романс повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И всё это мы слышим в современных и старинных романсах, столь часто исполняемых эстрадными звёздами, оперными знаменитостями, бардами под нехитрые переборы гитары и просто любителями музыкальных прелестей. Каждый из исполнителей затрагивает струны близкой ему темы. И если оперные, филармонические певцы исполняют чаще классические русские романсы, то все остальные предпочитают романс бытовой, рождённый в гуще народной жизни, в пекле социальных потрясений.

ЗВУЧИТ РОМАНС «ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА».

1 Ведущий.

Судьба русского романса не была простой. Его благополучное существование было нарушено 1917 годом, когда всё в лирическое искусство было объявлено буржуазным. Владимир Маяковский по этому поводу писал:

«Бросьте!

          Забудьте,

        плюньте

И на рифмы, и на арии,

И на розовый куст,

И на прочие мерехлюндии

Из арсеналов искусств…»

  Эта установка жила долго, прочно укоренившись в умах вершителей судьбы страны. Романсу пришлось туго. Он глубоко схоронился до лучших времён, только исподволь, узкому кругу подавая свой негромкий голосок.

  Прошли те времена. И сегодня романс – один из любимейших музыкальных жанров.

ЗВУЧИТ РОМАНС «ГЛЯДЯ НА ЛУЧ ПУРПУРНОГО ЗАКАТА» ИЛИ «А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ»

2 Ведущий.

Как часто в концертах, по радио, телевидению, в грамзаписи, в домашнем музицировании мы слышим произведения, отличающиеся редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения коротки по объёму, голос их негромок и обращён чаще всего к небольшой аудитории слушателей.

ЗВУЧИТ РОМАНС «ПОД ЛАСКОЙ ПЛЮШЕВОГО ПЛЕДА» ИЛИ «НЕ ПРОБУЖДАЙ ВОСПОМИНАНИЙ»

1 Ведущий.

Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы-трубадуры создали новый музыкальный жанр – романс. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано : «Романс – усложнённый вид «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой, в отношении передачи…лучших душевных настроений и потому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

  В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».

  В романсах красивые. плавные мелодии, лирические. проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ В.И.КРАСОВА «ЗВУКИ» 1835 Г.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я

тоски не властен утолить:

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить.

ЗВУЧИТ РОМАНС «НОЧЬ СВЕТЛА» ИЛИ «И СКУЧНО, И ГРУСТНО».

2 Ведущий.

  Как часто бывает так, что и романс нравится, и о его авторе что-то знаем. Но в связи с какими событиями рождается текст, кто вдохновил сочинителя на такой литературный шедевр – эта сторона чаще всего остаётся в тени.

  В 1840 году в Берлине Тургенев познакомился с Михаилом Бакуниным, впоследствии знаменитым теоретиком анархизма, и подружился с ним и с его сестрой Варварой Александровной. Вернувшись в 1841 году в россию, Тургенев посетил родных Бакунина в Премухине, что в Тверской губернии.

  «Примите его как друга и брата, потому что в продолжение всего этого времени он был для нас и тем и другим…, он делил с нами здесь и радость и горе… Я знаю, вы его полюбите».

2 Ведущий.

  Действительно, все братья и сёстры Бакунина радушно встретили гостя. И хотя в Премухине у Бакуниных Тургенев провёл всего шесть дней, эти дни стали началом большой любви к нему Татьяны Бакуниной.

НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ «ТАТЬЯНА БАКУНИНА», САДИТСЯ В КРЕСЛО. ЗАЖИГАЕТ СВЕЧИ НА СТОЛЕ И НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ.

МОНОЛОГ БАКУНИНОЙ.

- Мне было 26 лет. Получила я прекрасное воспитание, была начитанна, музыкальна, интересовалась поэзией и философией, владела несколькими языками. И хотя я была чувствительна и романтична, но грустила оттого, что годыуходят бесполезно и что неизвестно, к чему стремиться. Тургенев показался мне тем идеалом, о котором я мечтала. А Тургенев называл меня своей сестрой и своей музой и, видимо, сам не вполне понимал свои чувства.

  Я первая призналась емув любви, что очень смутило и озадачило Тургенева.

ОТКРЫВАЕТ ПИСЬМО И ЧИТАЕТ.

«Я никогда ни одной женщины не любил более Вас, хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью»-, признался он в ответном письме. ОТКЛАДЫВАЕТ ПИСЬМО НА СТОЛ.

Да и сама я вскоре поняла, что «всё это было не более как фантазия разгорячённого воображения».

  Мы ещё встречались: в Москве и в имении наших друзей Бееров. Отзвук последней встречи – в стихотворении «Гроза промчалась».

ГЕРОИНЯ ГАСИТ СВЕЧИ, БЕРЁТ ПИСЬМО И ПОДХОДИТ К ФОРТЕПЬЯНО.

2 Ведущий.

Увлечение Бакунинойоставило заметный след в поэзии Тургенева 40-х годов. Но всё же главным итогом «тверских страниц» творчества Тургенева стало стихотворение «В дороге», более известное по своей первой строчке «Утро туманное, утро седое». Своим появлением оно «обязано»Татьяне Бакуниной. А один из трёх братьев Абаза, Эраст, стал автором музыки романса на слова  Тургенева.

ЗВУЧИТ РОМАНС «УТРО ТУМАННОЕ, УТРО СЕДОЕ» (желательно в исполнении ГЕРОИНИ).

1 Ведущий.

  Романсы писали Глинка, даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. Лирика великих русских поэтов, начиная с допушкинской поры и кончая современными мастерами лирического стиха, побуждала их к творчеству. Эти бесценные сокровища помогают нам открыть мир новых ощущений, обострить восприятие действительности, познать самого себя.

  Многие известные прозаики вставляли в свои произведения моменты звучания русского романса. Эффект всегда был поразительный.

  Послушайте отрывок из рассказа А.И.Куприна «Страшная минута».

ДАЛЕЕ ЗВУЧИТ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ИЗ РАССКАЗА КУПРИНА ПО РОЛЯМ: ЧИТАЮТ ЮНОША И ДЕВУШКА СО СЛОВ:

 

ИСПОЛНЯЕТСЯ РОМАНС «СТРАШНАЯ МИНУТА» П.И.ЧАЙКОВСКОГО. ( Если этот вариант сложен, то сказать о поэзии и исполнить романс «Ворон» на стихи А.С.Пушкина или «Выхожу один я на дорогу» на стихи М.Ю.Лермонтова).

2 Ведущий.

На рубеже 16-17 веков романсы сочиняли такие знаменитые писатели, как автор «Дон Кихота» - Мигель де Сервантес и автор 1500 пьес, стихов, трактатов – Лопе де Вега. Вот фрагмент одного его назидательного романса:

…И какой настоящий испанец

С болью в сердце не видит ныне,

Что мужчины на вид всё те же,

Только мужества нет и в помине…

А в 20 веке будет снят художественный фильм «Необычайное пари», в котором прозвучит «Романс Книгиной» на ту же самую тему. И даже отголосок той иронии сохранится в манере современного исполнения.

ЗВУЧИТ «РОМАНС КНИГИНОЙ» (МУЗЫКА ЩВАРЦА, СЛОВА ОКУДЖАВЫ»..

1 Ведущий.

  Прошло более двух веков с того дня. когда русские читатели впервые увидели на книжных прилавках новый, в шершаввых корках, украшенных виньетками, тепловский сборник «Между делом безделье (разные песни с приложенными тонами ни три голоса)». С тех пор и повелась эта традиция петь романсы на Руси. Каждое из поколений искало в нём утешения, подпоры, заставляло говорить о горестях и песалях, несправедливостях и страданиях.

  Как ни трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих.

2 Ведущий.

  Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться к неуловимому голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

  ПОСЛЕДНИМ МОЖЕТ ПРОЗВУЧАТЬ ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ РОМАНС, НАПРИМЕР, «ПО УЛИЦЕ МОЕЙ КОТОРЫЙ ГОД».

ПО ОКОНЧАНИИ В ЗАЛЕ ГАСНУТ ВСЕ СВЕЧИ.

 

 









Сайт управляется системой uCoz