Включение краеведческого материала оживляет  школьный урок литературы. Тверская область имеет богатую историю и культуру. Практически все разделы предметного планирования можно приблизить к нашей местности. Например, в 5 классе можно провести интересный урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова. Все дети знают, что Крылов – великий русский баснописец, знают некоторые его басни из начальной школы, но то, что он является нашим земляком, знают далеко не все. Сделать урок увлекательным поможет научный фильм «Баснописец Крылов на Тверской земле», созданный сотрудниками ТОИУУ. Этот фильм – своеобразная заочная экскурсия. Просмотрев его, обязательно надо дать задания на запоминание основных дат и фактов. Желательно их напечатать и разместить на рабочем стенде, чтобы ученики могли воспользоваться ими после урока. И совсем уж идеальный вариант: свезти ребят в город Тверь к памятнику нашему земляку и провести незабываемый закрепительный урок с чтением басен. Для пятиклассников это будет настоящий праздник.

 

ТВОРЧЕСТВО ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА.

ЖАНР БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА.

КРЫЛОВ И ТВЕРСКОЙ КРАЙ.

Цели урока: знакомство с биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками басни на примере басен «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей».

План урока:

1.3 мин. Работа с эпиграфом к уроку.

2.7 мин. Викторина.

3.10 мин. Слово о И. А.Крылове.

4.10 мин. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

5.10 мин. Знакомство с басней «Свинья под дубом».

 

Словарная работа: БАСНЯ, АЛЛЕГОРИЯ, МОРАЛЬ, БАСЕННЫЙ СТИХ.

 Оборудование: иллюстрации к басням И.А.Крылова.

 

Ход урока.

1.   Работа с эпиграфом к уроку.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Михаил Исаковский.

- Ребята, с баснями И.А.Крылова вы встречаетесь не первый раз, с ними вы уже знакомились в начальных классах. И я уверена, что покажи я сейчас некоторые предметы, как вы сразу вспомните  крылатые крыловские слова. Ну, например, (показать СТРЕКОЗУ)

             БАСНЮ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ» читает подготовленный заранее ученик.

           ИЛИ…(показать ОЧКИ)

             БАСНЮ «МАРТЫШКА И ОЧКИ» читает другой ученик.

 

- Так согласны ли вы с мыслью русского поэта, что басни Крылова идут с нами по жизни, и мы их с удовольствием вспоминаем и даже цитируем?

 ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ.

 

 

2.   ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА.

Викторина.

1.   Продолжите крылатые слова.

-А вы, друзья, как ни садитесь…(Всё в музыканты не годитесь);

-Кукушка хвалит петуха…(За то, что хвалит он Кукушку);

 

2.   Из каких басен эти строки:

-Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и ягнёнок»);

-Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»);

А кто из вас помнит эту басню?

- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»);

- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь! («Квартет»);

 

3. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

МОЛОДЦЫ! ВОТ МЫ ВСЁ ГОВОРИМ: «БАСНИ ДА БАСНИ…» А ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ?

( НА ДОСКЕ РАЗМЕСТИТЬ НАПЕЧАТАННЫЕ НА ЛИСТЕ БУМАГИ ПОНЯТИЯ ТРЁХ ТЕРМИНОВ: БАСНЯ, АЛЛЕГОРИЯ, МОРАЛЬ).

Обязательно прочитать и прокомментировать каждый термин, а затем научиться распознавать эти элементы басни на практике.

 

-Ребята! Давайте послушаем басню «Свинья под дубом» и подумаем, какая же в ней содержится мораль.

БАСНЮ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» ЧИТАЕТ ГОРБАЧЁВ СЛАВА.

 

4.СЛОВО О КРЫЛОВЕ.

-Друзья! А что вы знаете о самом баснописце?

(Ребята рассказывают о Крылове сведения, полученные из вступительной статьи учебника).

 

- А знаете ли вы, что Иван Андреевич Крылов -  наш с вами земляк? Давайте мы  посмотрим учебный фильм на эту тему.

4. ИДЁТ ПРОСМОТР КИНОФИЛЬМА(15 МИНУТ).

 

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Ребята! Мы сегодня с вами сделали очень большую работу. Надеюсь, что вы много узнали нового.

Конспект нашего урока я отразила на микростенде. Вы можете работать с ним, чтобы подготовиться к домашнему заданию. Вы будете отвечать на  вопросы по фильму и выразительно читать басню «Волк на псарне», текст которой находится в ваших учебниках.

 СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН!

 

 

 

 

 








Сайт управляется системой uCoz