МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАМЕШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

171400, п. Рамешки, ул. Советская, д. 47, т. 2-12-98

 

 

 

Номинация «Лучший учебно-методический комплект элективного курса по избирательному праву»

 

Конкурсная работа

 

«Я – будущий избиратель»

 

 

 

Трофимова

Галина Петровна,

учитель истории и обществознания,

учитель высшей категории,

стаж работы – 37 лет

171400, п. Рамешки, ул. Советская, дд. 60 кв.13

т. 8-915-702-96-32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Рамешки

2009 г.

Элективный курс

 

 «Я - избиратель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения данной темы связана с большим интересом, проявляемым обучающимися к общественно-политическим процессам, происходящим в нашей стране и во всём мире. Становление правового государства и гражданского общества во многом зависит от политической культуры избирателей, их активности в ходе избирательных компаний, результатов выборов.

Молодому поколению граждан России продолжать её развитие по демократическому пути. И от того, каким оно вырастит, какие ценности возьмёт за основу своего жизненного пути, что сделает своими основными жизненными ориентирами, во многом зависит от нас – учителей.

Данная программа поможет развить у ребят инициативность, способность формировать свою гражданскую позицию, самостоятельность в принятии решений, воспитывать политическую и правовую культуру.

Знакомство с избирательным правом происходит в рамках изучения курса «Обществознание», что не даёт возможности глубоко изучить отдельные вопросы данной темы. Поэтому элективный курс позволяет раскрыть не рассматриваемые на уроках  обществознания вопросы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

·        Знакомство обучающихся с особенностями избирательной системы, формами политического участия, с федеральным и региональным избирательным законодательством.

·        Формирование правовой и политической культуры, активной гражданской позиции об обучающихся  - граждан Российской Федерации.

·        Формирование компетентности молодого гражданина своей страны, будущего избирателя.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

При освоении элективного курса обучающиеся должны:

·        знать свои права, как будущих избирателей;

·        характеризовать демократические выборы и избирательные системы, определяя плюсы и минусы;

·        уметь работать с документами и нормативно-правовыми актами;

·        владеть навыками устного выступления и умения аргументировано доказывать свою точку зрения, навыками ведения дискуссии;

·        умением применять полученные знания на практике (Выборы школьного самоуправления).

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Символы Российского государства.

Герб. Гимн. Флаг.

Тема 2. История герба и флага Тверской области и района.

Тема 3. История развития избирательной системы в России.

Вече. Земские Соборы. Деятельность Государственной Думы в Российской империи. Избирательная система в СССР.

Тема 4. Избирательная система в современной России.

Типы избирательных систем. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Организационно-правовые основы формирования и деятельности избирательных комиссий. Предвыборная агитация.

Тема 5. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Тема 6. Избирательный Кодекс Тверской области.

Тема 7. Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Основы конституционного строя. Права и свободы человека и  гражданина. Федеральное Собрание. Правительство Российской Федерации. Местное самоуправление.

Тема 8. Школьное самоуправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

 

Компонентами системы оценивания могут быть: слова и жесты, участие в олимпиадах по избирательному праву, в подготовки и проведении выборов школьного самоуправления.

Оценивание должно обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая обучающихся, учителей, родителей.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

·        Тестирование

·        Задания по моделированию жизненных ситуаций

·       Защита проектов

·        Участие в проведении социологических опросов

·        Деловые и ролевые игры

·        Олимпиады по избирательному праву

·        Участие в областном конкурсе «Наш выбор – будущее России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

урока

Наименование тем курса

Форма проведения

Количество часов

1

Символы Российского государства

лекция

1 час

2

История герба и флага Тверской области и района

беседа

1 час

3-4

История развития избирательной системы в России

Лекция, дискуссия

2 часа

5-12

Избирательная система в современной России

 

Лекция, дискуссия, практикумы

8 часов

 

- Типы избирательной системы: пропорциональная, мажоритрная, смешанная;

дискуссия

1 час

 

- Принципы проведения выборов в Российской Федерации;

практикум

1 час

 

- Организационно-правовые основы формирования и деятельности избирательных комиссий;

Лекция, практикум

2 часа

 

- Предвыборная агитация;

практикум

1 час

 

- Выборы и их результаты;

лекция

1 час

 

- Как работает участковая избирательная комиссия.

Экскурсия в ТИК

1 час

13-14

Формы политического участия

Круглый стол «Мы выбираем, нас выбирают»

2 часа

15

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

практикум

1 час

16

Избирательный Кодекс Тверской области

практикум

1 час

17-18

Избирательная компания и её этапы

Деловая игра «Все на выборы»

2 часа

19-28

 Конституция Российской Федерации – основной закон государства

 

 

 

- История Российских Конституций

лекция

1 час

 

- Основы Конституционного строя

практикум

1 час

 

- Гражданин и Государство. Права и обязанности

Дискуссия, работа с интерактивной доской

1 час

 

- Парламент – представительный орган власти

Практикум, работа с интерактивной доской

2 часа

 

- Функции и задачи Собрания депутатов Рамешковского района Тверской области 4 созыва

Встреча с депутатами Собрания депутатов

1 час

 

- Исполнительная ветвь власти

практикум

1 час

 

-Местные органы власти и их роль в жизни местных жителей

Встреча с представителями местной администрации

 1 час

 

-Знаем ли мы основной закон государства?

Практикум,

Компьютерный класс - тестирование

1 час

29

Школьное самоуправление и его роль в подготовке политической активности учащихся

дискуссия

1 час

30

Изучаем проблему:  «Кому доверять, или не доверять во время предвыборной компании»

Практикум с элементами дискуссии

1 час

31-32

Итоговый урок «В избиратели пойду, пусть меня научат»

Деловая игра

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты, полученные в ходе апробирования элективного курса в январе – мае 2009 года на факультативных занятиях по обществознанию в 11 классах МОУ «Рамешковская СОШ» в ходе подготовке к ЕГЭ.

1.     Средний балл в ходе итоговой аттестации по обществознанию составил 64,3 б.

2.     11 классы приняли активное участие в игре по избирательному праву в районе и заняли 1 место.

3.     5 ребят, которым исполнилось 18 лет, приняли участие в выборах депутатов Собрания депутатов Рамешковского района  4 созыва.

4.     28 августа 2009 года элективный курс был обсуждён на заседании РМО истории и обществознания, утверждён и рекомендован для применения.

5.     В настоящее время по данной программе работают элективные курсы в 9-х классах МОУ Рамешковская СОШ», «Алёшинская СОШ», «Киверичская СОШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Темы

Цели и задачи

Методы и приёмы

Виды деятельности

Формы контроля

1

Символы Российского государства

Изучение истории и значения символов Российского государства

лекция

Подготовка вопросов для викторины

Проведение викторины «Символы Российского государства»

2

История герба и флага Тверской области и района

Изучение истории и значения символики Тверской области и района

беседа

Подготовка вопросов для викторины

Проведение викторины «Символы Тверской области и района»

3

История развития избирательной системы в России

Изучение истории парламентаризма в России

Лекция.

дискуссия

Подготовка проектов по теме «Страницы истории Российского парламентаризма»

Защита проектов по теме

«Страницы истории Российского парламентаризма»

 

Избирательная система в современной России:

 

 

 

 

4

Типы избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная, смешанная

Знакомство с избирательными системами: мажоритарной, пропорциональной, смешанной

Лекция.

Дискуссия

Составление таблицы

Составление тестовых заданий по избирательному праву

Работа в компьютерном классе по теме «Избирательные системы»

5

Принципы проведения выборов в Российской Федерации

Изучение принципов проведения выборов в Российской Федерации

Практикум

(работа с документами)

Составление таблиц

Подготовить вопросы для круглого стола «Мы выбираем, нас выбирают»

6

Организационно-правовые основы формирования и деятельности избирательных комиссий

Изучение деятельности избирательных комиссий, подготовка к выборам школьного самоуправления

Беседа,

практикум.

 

Провести социологический  опрос «Как работает школьное правительство»

Анализ социологического опроса «Как работает школьное правительство»

7

Предвыборная агитация

Изучение роли предвыборной агитации в ходе избирательной компании

практикум

Подготовка программ кандидатов, наглядная агитация

1. Защита программ кандидатов,

2. конкурс наглядной агитации

8

Выборы и их результаты

Изучение подведения результатов выборов

лекция

Обсуждение газетных материалов по выборам в законодательные органы власти местного уровня

Подготовить вопросы к соцопросу на тему «Моё отношение к выборам»

9

Как работает участковая избирательная комиссия

Изучение роли участковых избирательных комиссий в выборной компании

Экскурсия в ТИК

Встреча с председателем ТИК района

Викторина

10

Формы политического участия

Изучение форм политического участия граждан в политической жизни страны

Круглый стол «Мы выбираем, нас выбирают»

Обсуждение материалов по итогам выборов в местные органы власти.

Анализ соцопроса «Моё отношение к выборам»

Подготовить материалы для стенгазеты «Мы выбираем, нас выбирают» в ходе подготовки к школьным выборам

11

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Знакомство со статьями закона

Практикум (работа с документом)

Составление схем.

 

Работа со схемами

12

Избирательный Кодекс Тверской области

Знакомство со статьями закона

Практикум (работа с документом)

Составление схем.

 

Работа со схемами

13

Избирательная компания и её этапы

Закрепление по теме «Избирательное право»

Деловая игра «Все на выборы»

Работа в группах на отдельных этапах игры

Выпуск школьной стенгазеты по итогам игры

14

История Российских конституций

Изучение содержания конституций СССР

Лекция, практикум

Составление проектов группами

Защита проектов

15

Основы конституционного строя

Изучение основ конституционного строя РФ

Практикум.

Работа с интерактивной доской

Составление схем, таблиц по первой главе Конституции РФ

Контрольное тестирование в компьютерном классе

16

Гражданин и Государство

Права и обязанности

Изучение прав и  механизма защиты их в РФ, взаимной ответственности гражданина и Государства

Дискуссия, работа с интернетом

Анализ документов по теме

17

Парламент – представительный орган власти

Изучение функций парламента

Практикум

Работа с интерактивной доской

Составление схем и таблиц

Составить вопросы к депутатам района и посёлка

18

Функции и задачи Собрания депутатов Рамешковского района 4 созыва

Знакомство с деятельностью представительного в районе

Встреча с депутатами Собрания депутатов района

Обсуждение вопросов, подготовленных ребятами для встречи

Подготовить стенгазету

19

Исполнительная ветвь власти

Изучение функций исполнительной ветви власти в РФ

Практикум

Подготовка тестовых заданий по данной теме

Подготовить вопросы к встрече с главой администрации п. Рамешки

20

Местные органы власти и их роль в жизни местных жителей

Знакомство с деятельностью местных органов власти

Встреча с представителями местной администрации

Обсуждение вопросов, подготовленных ребятами для встречи

-

21

Знаем ли мы основной закон Государства?

Закрепление знаний по теме «Основной закон РФ»

практикум

Тестирование по теме

Провести в школе соцопрос по теме «Школьное самоуправление»

22

Школьное самоуправление и его роль в подготовке политической активности учащихся

Выяснить значение школьного самоуправления в воспитании политической активности школьника

дискуссия

Анализ соцопроса по теме «Школьное самоуправление»

Помощь школьному правительству в подготовке выборов

23

Изучаем проблему «Кому доверять или не доверять» в период предвыборной компании

Выяснить причины снижения политической активности населения нашей страны

Дискуссия.

Работа с интернетом

Анализ материалов об отношении населения страны к выборам в законодательные органы власти всех уровней

Подготовка к итоговой игре

24

«В избиратели пойду, пусть меня научат»

Закрепление материалов элективного курса

Деловая игра

Игровые ситуации, тестовые задания, работа с терминологией, работа с документами

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 207 г.

3. Избирательный Кодекс Тверской области 2008 г.

4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание 10-11 класс.

5. Воскресенская Н.М.. Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы.

6. Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс.- Москва., 1996.

7.     Практикум по обществознанию под редакцией  Князева В.Н. – М.2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические материалы к элективному курсу

 

1. Символы Российского Государства

 

  Флаг

Флаг (flag) — слово немецкого происхождения. Определение флага содержится в «Толковом сло­варе русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «Прикрепленное к древку или шнуру полот­нище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой».

Флаг — один из важнейших символов государ­ства, выражающий идею его единства, независимо­сти и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность, и именно по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

Российский бело-сине-красный флаг на рубеже 1980— 1990-х гг. стал символом возрождения суве­ренитета России.

Когда появился российский трехцветный флаг? Как он утвердился в качестве государственного и национального флага? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красный цвета? Что они обозначают? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо обратиться к истории российского флага.

С образованием к IX в. славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые пред­шественники флагов — стяги, символы княжеской власти. Стяги представляли собой длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем для стягов стали ис­пользовать большие куски тканей яркого цвета.

Во время сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый рат­ник. Вокруг стяга сосредоточивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носив­шие и охранявшие стяги) обычно выбирали бо­гатырей: наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки про­исходили именно на месте нахождения стяга. Сра­жающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого не­приятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением.

После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен, и они приобре­ли значение святынь. В XII— XV вв. стяги уменьшились в размерах. Под ними стали отправлять цер­ковные службы, приносить присягу, заключать до­говоры. В конце XIV в. на русских стягах появляется лик Спасителя. Так, 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле на великокняжеском стяге красно­го цвета был изображен именно Иисус Христос. В древнейшем документе «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение»). А к началу XVII в. слово «стяг» оконча­тельно заменяется словом «знамя».

XVII в. стал временем, когда на знаменах посте­пенно перестают изображать иконописные сюжеты, вместо них все чаще появляется герб. Начало это­му положил Михаил Федорович, при котором в 1614 г. войску Донскому было пожаловано знамя с изображением двуглавого орла. На груди цар­ственной птицы размещался Георгий Победоносец на коне, колющий копьем змея.

Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, ко­торая еще более усилилась в царствование Алексея Михайловича. Значение государственного при­обрело династическое романовское знамя — «гербовное» (гербовое). Оно появилось в 1668 г.

Белый, синий и красный цвета, как основа госу­дарственного флага, появились не сразу. На стя­гах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали эти цвета в том или ином сочета­нии. Государственное значение они приобретают в XVII в. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен этих цветов. Примечательным следует считать и событие, которое произошло в конце 1660-х гг. В 1667—1669 гг. в селе Дединове на Оке в Коло­менском уезде была построена первая русская реч­ная и морская флотилия для защиты торговых караванов, ходивших по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию. Капитан корабля «Орел» голлан­дец А. Бутлер (назначенный на эту должность самим царем), запрашивая правительство о том, какой флаг следует поднять его флотилии, сам же подсказал: «На кораблях бывает — которого госу­дарства корабль, того государства бывает и зна­мя». Сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии до нас не дошел. Но, как считают исследователи, он-то и был первым, где использо­вались по царскому решению только белый, си­ний и красный цвета. Ведь именно такую мате­рию, притом в огромном количестве, приказано было выдать 9 апреля 1668 г. на запрос капита­на. Таким образом, вопреки устоявшемуся мне­нию, нынешний Государственный флаг России ввел не Петр I, а его отец Алексей Михайлович (1629-1676). При нем появился первый русский военно-морской флаг тех цветов, которые, как от­мечается в некоторых публикациях, царским ука­зом устанавливаются тогда же, что и государствен­ные цвета.

В выборе цветов флага не последнюю роль сыг­рала отечественная традиция. По русским обиход­ным понятиям XVII—XIX вв. красный цвет символи­зировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру; бе­лый - мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Эти три цвета являлись традиционными цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви.

В 1693 г. бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом. Об этом сви­детельствует материалы особого совещания, со­званного через два века после этого в 1896 г. по императорскому повелению для выяснения вопроса о российских национальных цветах. В них, в час­тности, говорилось: «Трехцветный флаг с двугла­вым орлом... в том же 1693г. был назван фла­гом Царя Московского». Иначе говоря, государ­ственным флагом.

Петр I внес в российскую символику еще одно новшество — определил точное расположение цвет­ных горизонтальных полос на российском флаге, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу — физический, плотский (красный); выше — небесный (синий); еще выше — божествен­ный (белый). В октябре 1699 г. он собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами — белой, синей, красной — и подписал его.

Слово «знамя», по существу, стало синонимом слова «флаг», которое вошло в обиход с 1699 г. Слово «знамя» обычно употребляется, когда гово­рят о знаках отличия предприятий, организаций, сухопутных и военно-воздушных частей и соедине­ний. Слово же «флаг» используется в тех случа­ях, когда говорят об отличительных знаках госу­дарства, или, например, о знаках принадлежности того или иного воздушного или морского корабля.

В 1701 г. на российском военном флоте вместо трехцветного флага вводится Андреевский, представляющий собой белое полотнище с лазурным крестом с угла на угол. По преданию, святой апо­стол Андрей Первозванный был распят именно на таком, косом, кресте. А бело-сине-красный флаг, оставаясь государственным, в том же 1701 г. стал вместе с тем и флагом торгового флота.

Совершенная большевиками в октябре 1917 г. революция означала и ликвидацию старых симво­лов. Большевики стремились как можно быстрее покончить с прежней символикой и утвердить свои собственные символы. Таким символом, в частно­сти, стало красное знамя. По мнению специалис­тов по советской символике, красный цвет, цвет огня и крови, с давних времен олицетворял борь­бу угнетенных с угнетателями.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Сове­тов принял Конституцию РСФСР, в которой крас­ный флаг утверждался как единый — торговый, морской и военный. 4 октября 1918 г. (в связи с приближавшейся годовщиной Октября) В. И. Ле­нин распорядился поднять красный флаг над Кремлем.

С образованием СССР Конституция 1924 г. ут­вердила Государственный флаг Союза ССР, кото­рый представлял собой красное полотнище с изображением в его верхнем левом углу, у древ­ка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.

Восстановление трехцветного российского флага в наше время в качестве государственного являет­ся вполне закономерным. Возрождающейся российской государственности необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, свободные от идеологий и классовых предрассудков, символы, объединяющие нацию. Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к государственной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого, когда трехцветный флаг окончательно приобрел статус государственного. При этом цвета русского флага имеют глубокий смысл. Поэтому эти цвета являются одновременно и официальными, государственными и народными, национальными. Во-вторых, нынешний российский флаг не несет в себе никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Наш флаг внесословен, внеклассов, внепартиен, а потому постоянен. Цветовая символика его не зависит от социально-классово­го и национального состава общества, характера общественного и государственного строя, от того, какая партия является правящей. В-третьих, непре­менное качество, требующееся от любого государственного флага — его узнаваемость. Этим каче­ством Российский государственный флаг, несом­ненно, обладает.

 

Герб

Гербы — это особые отличительные знаки, при­своенные государствам, отдельным частям их тер­риторий и привилегированным сословиям, в последнем случае наследственно передаваемые в род.

 

История герба Российского

В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху средневековья.

Началом Российского государственного герба принято считать 1497 год, когда на печати, при­крепленной к Меновой грамоте Ивана III Василье­вича его племянниками, князьями Полоцкими, по­явилось изображение двуглавого орла. Тогда же, в ознаменование свержения монголо-татарского ига, на шпице Спасских ворот Московского Крем­ля появилось и его монументальное изображение. Позже герб был установлен и на Никольской, Троицкой, Боровицкой башнях.

Гербовый орел пришел в Россию на правах престолонаследия через освященный Римской ка­толической церковью брак Ивана III с наследницей византийского престола царевной Софьей Фоми­ничной Палеолог, племянницей последнего импе­ратора Византии Константина XI.

Герб быстро прижился на своей второй родине.

Именно при великом князе Московском Иване III на печатях появляется изображение двугла­вого орла. Почему именно он? Двуглавый орел потребовался великому князю не случайно. К это­му времени двуглавая птица украшала печати силь­нейших монархов Европы, которые пришли к нам от императоров Священной Римской империи, где существовало такое разделение: печать с одногла­вым орлом - королевская, так как в Империю входило несколько королевств, а с двуглавыми — императорская. Для того чтобы встать в один ряд с другими европейскими монархами, великому князю необходимо было доказать, что его род идет как раз от одного из правителей Священной Римской империи, например императора Августа. И как символ его знатного происхождения на пе­чатях его государства утвердился двуглавый орел.

 Не меньшее значение имел всадник, поража­ющий копьем дракона, или «ездец», как его тог­да называли. Близость всадника к образу попу­лярного на Руси Святого Георгия — «змееборца», Георгия Победоносца — побудила потомков соеди­нить эти образы в одно целое. В литературе и искусстве он представляет в образе Георгия «змее­борца», в народном творчестве — как храбрый Егорий — воин, защитник от сил зла. Популяр­ность культа Святого Георгия, как заступника и защитника, объясняет, почему именно его московские князья избрали в качестве покровителя.

В 1497 году появилась самая первая грамота, где на печати великого князя Ивана III изображе­ние двуглавого орла и Георгия Победоносца были объединены. Из этих двух изображений сложился позднее русский государственный герб.

В 1667 году впервые было сделано официаль­ное описание российского герба:

«Орел двоеглавый есть герб державный вели­кого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России, самодержца его царского величества Рос­сийского Царствия, на котором три коруны изоб­ражены, знаменующие три великия — Казанское, Астраханское, Сибирское - славныя царства, по­коряющиеся богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя дер­жаве и повелению. На правой стороне орла три грады своими писаными образуют восточных, западных и северных: под орлом знак отчича и дедича (то есть передаваемый по наследству от деда и отца), на персех (перси — грудь) изображение всадника, в позноготях (позногти или позноготь — последний сустав пальца, на котором растет ноготь) скипетр и яблоко, и являют милостивеешаго государя, его царского величества самодержца и обладателя».

Изображение российского герба, как оно сло­жилось в конце XV — начале XVI веков, просуще­ствовало без серьезных изменений до февральс­кой революции 1917 года. Следует лишь заме­тить, что с 1730 года изображение всадника на гербе стало официально считаться изображением Георгия Победоносца.

 В 1917 году вместе со старым миром уничто­жились и зримые его образы, символы, а таким символом наряду с двугла­выми гербами является герб Российской империи. Однако еще в течении многих меся­цев после отречения от пре­стола Николая II двуглавый орел, лишенный царствен­ных атрибутов и без изобра­жения Ге­оргия, ук­рашал пе­чать Временного правительства. Такое изображение использова­ли и после Октябрьской рево­люции, вплоть до принятия но­вого советского герба 24 июля 1918г.

Герб РСФСР - первый советский герб — был составлен в соответствии с геральдическими правилами, но содержал в себе абсолютно новые, отличные от прежних эмблемы.

Указом Президента России 30 ноября 1993 года введен новый государственный герб — двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам ма­лого герба Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вопросы викторины: «Символы Российского государства»

 

1. Где изображается Государственный герб России? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаме­нах, печатях, денежных знаках.)

2.   В каком веке появился первый герб нашего государства?

(В конце XIV века.)

3.  Во время царствования какого царя на гербе появился двуглавый орел?

(Ивана III.)

4. Что такое герб?

(Символ государства, города, рода.)

5.  Что означают цвета Государственного флага России?

(Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм; синий — небо, верность; белый — бла­городство, совершенство.)

6.  Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии.)

7.  Назовите авторов гимна России. (С. Михалков; А. Александров.)

8.   Назовите  первые строчки  третьего  куплета гимна России.

(Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года.)

9.   Назовите последние слова в припеве гимна России.

(Славься, страна!  Мы гордимся тобой!)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГЕРБ И ФЛАГ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Как каждый человек имеет фамилию, так каждая страна имеет своё название, герб и флаг.

У многих городов есть свои гербы и флаги, которые отражают историю, культуру и экономику города. Слово герб - означает «наследство». Герб - это эмблема, закрепленная за человеком, родом, землей, государством передаваемая по наследству.

Герб Твери - один из старейших гербов России и его значение напоминает нам о великой роли города в истории нашего Отечества.

Символика как и любого старинного герба необычна и величественна.

Еще 10 октября 1780 года (ныне 21 октября) императрицей Екатериной 2-ой был утвержден герб Твери: «В красном поле на зеленой подушке, золотая корона.»

Рисунок герба соединяет два предмета стул и корону. Такая композиция является уникальной в геральдике.

В настоящее время описание в геральдическом реестре таково:

«В червлённом (красном) щите стоящий на золотом двухступенчатом подножии, такого же цвета трон, (княжеский стол) без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на зеленой с золотыми украшениями и кистями подушке корона - шапка Мономаха».

Корона тверского герба всегда изображалась в соответствии с понятием о ранге, Она такая же, какой увенчивались головы двуглавого орла - герба Российского государства. Такой короной венчались гербы губерний старых столиц – Киева, Новгорода, Ярославля.

 

Флаги издавна теснейшим образом связаны с историей человечества и прежде всего с военной историей.

Полосы, кресты, звезды или другие знаки на флагах повествуют о судьбах стран и их народов. Да и в мирное время без флагов не обходилось ни одно значительное событие. Их несли перед императорами и королями. Когда путешественники открывали новые острова, или солдаты завоевывали чужие земли, то первым делом они водружали флат - в знак того, что отныне эта территория принадлежит их стране.

Флаг - с давних времен и до наших дней считается символом независимого государства или народа. Подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг - всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и присягали на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское - значило совершить подвиг.

Флаг Тверской области по длине состоит из четырех четвертей, число которых символизирует тот факт, что территория Тверской области состоит из тверских, новгородских, псковских и смоленских земель. Само соотношение длины и ширины флага 2:3 является проекцией соотношения протяженности Тверской области с севера на юг и с запада на восток. Такое отношение ширины к длине флага характерно для национальных (государственных) и гражданских флагов. Основной частью флага Тверской области стала вертикальная красная полоса, составляющая 2/4 общей длины Флага, с желтым изображением трона и лежащей на нем шапки Мономаха. Эта часть флага символизирует славное историческое прошлое тверской земли и связывает флаг с композицией герба тверской области. Красный цвет издавна имел общемировое значение как знак самой высокой власти. Он всегда окружался должным почетом и уважением. По сторонам красной полосы располагаются одинаковые по ширине (1/4 длины флага каждая) вертикальные желтые полосы, которые символизируют настоящее и будущее. Желтый цвет полос флага подчеркивает, что тверская земля - это «Дом Святого Спаса»). Это символ процветания, света, величия и богатства, основанного на исторической преемственности лучших традиций древней тверской земли.

21 октября 2006 года впервые отмечали День герба и флага Тверской области. Регистрация флага нашей области – это торжественный акт юридического признания не только важности флага как геральдического символа, но и признание его успешной практической жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Викторина «Герб и Флаг Тверской области»

 

1.Когда отмечается День Флага и Герба Тверской области?

2.В каком году был утвержден Герб Тверской губернии?

3.В каком году был утвержден Герб Твери?

4.Чем отличается Герб Твери и Тверской области?

5.Всегда ли Гербом Твери было то изображение, которое существует сейчас?

6.Что собой представляет Герб Рамешковского района?

7.Что обозначают сосны, изображенные на Гербе Рамешковского района?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Тема «ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО»

 

 

Г Р А Ж Д А Н И Н

Г О С У Д А Р С Т В О

 

Обладает правами

Гарантирует

 

Политическими

Гражданскими

Социальными

Экономическими

Культурными

Соблюдение прав и свобод

Создание условий для из реализации

 

 

ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНИНА

 

Обязанности гражданина

Обязанности государства

1.Исполнять законы и нормы, установленные государством.

1.Быть ответственным перед гражданами в лице своих органов и должностных лиц

2.Не нарушать интересов субъектов права и законов.

2.Действовать во благо граждан и общества.

3.Не причинять вреда здоровью окружающих людей, окружающей природной среде.

3.Защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.

4.Стоять на защите общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Готовим практикум «Социологический опрос»

 

Тема: Конституция РФ гл.2

Социологический опрос. Права человека. Статьи 39, 41, 43

1.Пол респондента.

А. Мужской

В. Женский

2.Возраст.

3.Ваше образование?

А. Основное

В. Среднее

С. Средне-специальное

Д. Высшее

4.Какую профессию вы имеете?

5.Какие права человека из Конституции РФ вы знаете?

А.Все

В.Некоторые

С. Ни одного

6.Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

7.В вашей местности гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и прочие. Как вы к этому относитесь?

А. Да

В. Нет

С. Хорошо отношусь

Д. Свой вариант ответа.

8. На ваш взгляд каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

9.Каждый имеет право на образование?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

10.Гарантируется ли общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях?

А. Не гарантируется

В. Гарантируется

С. Не знаю

11.Кто устанавливает федеральные государственные общеобразовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования?

А. Народ

В. Российская Федерация

С. Ни кто

12.Обязательно ли основное общее образование?

А. Обязательно

В. Не обязательно

С. Не знаю.

7. Социологический опрос

 

 Анкета «Права человека».

 

 

1.Пол респондента.

А. Мужской

В. Женский

2.Возраст.

3.Ваше образование?

А. Среднее специальное

В. Специальное  высшее

4.Какую профессию вы имеете?

5.Какие права человека из Конституции РФ вы знаете?

6.Как Вы думаете, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

7.Имеют ли право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

8.Должны ли дети, достигшие 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

9.Как Вы считаете, входит ли в равные права и обязанности родителей забота о детях, их воспитание?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

10.Имеют ли граждане Российской Федерации равный доступ к государственной службе?

А. Да

В. Нет

С. Не знаю

 

 

 

 

 

 

 

8. Социологический опрос

 Анкета «Права человека».

1.Пол респондента.

А. Мужской

В. Женский

2.Возраст.

3.Ваше образование?

А. Основное

В. Среднее

С. Средне-специальное

Д. Специальное

Е. Высшее

4.Какую профессию вы имеете?

5.Какие права человека из Конституции РФ вы знаете?

6.Как Вы думаете, имеет ли каждый человек на тайну переписки, телефонные разговоры, почты и т.д.

А. Да

В. Нет

7.Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания и т.д. Как Вы к этому относитесь?

Ваши варианты.

8.Гарантируется ли свобода мысли и слова?

Ваше мнение.

9.Как Вы думаете, допускается или не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

10.Могут ли принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них?

А. Да

В. Нет

11.Имеет ли каждый право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом?

А. Да

В. Нет

12.Гарантируется ли свобода массовой информации?

А. Да

В. Нет

13.Имеет ли каждый право на объединение?

А. Да

В. Нет

14.Кто-нибудь может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем?

А. Да

В. Нет

9. ПАРЛАМЕНТ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ

 

Значения термина «парламент»:

от фр.parler- «говорить»

* высший представительный орган власти

* как правило, имеет одну, две или три палаты, избираемые по территориальному, на­циональному, политическому или иному признаку.

* может иметь специфическое название - конгресс (США), риксдаг (Швеция), стортинг (Норвегия), Федеральное Собрание (Россия)

 

Виды парламентов

 

однопалатный

двухпалатный

трехпалатный

Одна палата, изби­раемая путем выбо­ров населения.

Одна палата формируется по терри­ториальному признаку (равное число членов от каждой адм.-терр. единицы), вторая - по одному депутату от неко­торого количества населения.

Может формироваться по расовому признаку (в ЮАР -палаты белого населения, коренного населения и мети­сов).

 

Функции российского парламента.

 

Федеральное собрание

*Представительская функция: Представляет политическую волю народа, т. к. формируется путем всеобщих равных выборов

* Законодательная функция: Ни один закон Российской Федерации не может быть принят и осуществлен без ФС

 

 

Структура российского парламента.

 

Федеральное собрание

Совет Федерации

Представляет политическую волю народа, т. к. формируется путем все­общих равных выборов.

Требования к депутатам:

- не моложе 30 лет;

обладающие активным и пассивным избирательным правом.

 

Государственная Дума

450 человек (один депутат от 50 000 на­селения).

Требования к депутатам:

-  не моложе 21 года

- не находящиеся в местах лишения сво­боды по приговору суда

 

 

 

 

Полномочия Федерального Собрания

 

• законотворческие: проявление законодательной инициативы, обсуждение законопроек­тов, принятие закона, подписание закона, обнародование закона;

• полномочия структурных подразделений ФС.

Полномочия Совета Федерации:

- решение вопроса об отрешении Президен­та РФ от должности;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение судей высших судов и Гене­рального прокурора РФ;

- утверждение изменений границ между субъектами РФ;

- утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.

Полномочия Государственной Думы

- выдвижение обвинений против Президен­та РФ;

- утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ;                        

- отказ в доверии или выражение недове­рия Правительству РФ;

- амнистирование;

- освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ.           

 

 

РОССИЯ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

 

Признаки федеративного государства

* Федерация имеет единую территорию, состоящую из территорий её субъектов.

* Высшая власть принадлежит федеральным органам, однако субъекты могут иметь свои вла­стные органы.

* Логика предписывает иметь двухпалатный парламент (одна палата от населения, вторая - от субъектов федерации).                

* Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеративные органы.

* Субъекты федерации в настоящее время лишены права на сецессию (односторонний выход).

 

Признаки России как федерации

 

* РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой власти на своей тер­ритории, имеет единые вооруженные силы для зашиты своей территории.

*РФ обладает единой правовой системой, основанной на Конституции.

*РФ имеет единое гражданство.

*РФ характеризуется территориальным единством.

*РФ имеет единые органы федеральной власти (президент, Федеральное Собрание, пра­вительство, федеральные суды).

*РФ имеет федеральную собственность.

*РФ имеет единую денежную систему.

*РФ имеет единый государственный язык, флаг, герб, гимн, столицу.

*РФ обладает исключительным правом на заключение мира и объявление воины.

Три сферы полномочий

 

Государственные вопросы

Вопросы, которые решаются исключительно РФ, субъекты РФ не вправе принимать собственные законы по этим вопросам.

Вопросы, находящиеся в. совместном ведении РФ и ее субъектов (область со­вместной компетенции).

Вопросы, находящиеся в ведении субъектов феде­рации.

 

Гражданство и подданство

 

Принадлежность человека к тому или иному государству определяется:

Гражданством (для республик)

Подданством (для монархий)

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Устойчивая правовая связь человека с госу­дарством через монарха, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Черты: • юридическая связь; • устойчивость; • взаимность связи.

 

Способы приобретения и прекращения гражданства

 

Приобретение гражданства

автоматическое

В порядке регистрации

По рождению

Прием в гражданство

Все граждане, по­стоянно проживав­шие на территории государства-право­приемника, если они в течение оговорен­ного законом време­ни не заявят о своем нежелании состоять в этом гражданстве.

 

• Граждане бывшего СССР, постоянно прожи­вавшие на территории быв­ших союзных республик.

• Лицо, у которого на мо­мент рождения один из родителей обладал граж­данством станы, гражда­нином которого хочет стать ребенок.

 

Гражданство по рождению соче­тает «право кро­ви» (по граждан­ству родителей и «право почвы» (по месту рожде­ния).

 

Для желающих дее­способных лиц, дос­тигших 18 лет и имею­щих установленный законом срок прожи­вания в государстве.

 

 

 

10. ТЕСТ

Тема: Конституция Российской Федерации. Статья 70-76.

 

1.Что устанавливает федеральный конституционный закон?

А. Герб, президента.

Б. Государственный флаг, герб, гимн РФ.

В. Ветви власти и их назначение.

Г. Свободу человека.

2. Что находится в ведении РФ?

А.Федеративное устройство и территория РФ.

Б.Статус столицы.

В. Система денежных платежей.

Г. Федеральные органы власти.

3.Какова денежная единица РФ?

А. Шиллинг

Б. Доллар

В. Евро

Г. Рубль.

4.Какова основная функция Центрального банка РФ?

А. Взимание налога

Б. Сбор налогов.

В. Защита и обеспечение устойчивости рубля.

Г. Ограничивает сбор налога.

5.Столица РФ?

А. Казахстан

Б. Москва.

В. Киев

Г. Астрахань

6.  В каких пределах образуется единая система исполнительной власти в  РФ?

А. В пределах федерального закона

Б. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти

В. В пределах международных отношений страны.

7. Что не допускается на территории РФ?

А. Разграничивать государственную собственность

Б. Устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные

препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В. Уступать места старшим.

Г. Устанавливать свои права и обязанности.

8. Каким банком осуществляется денежная эмиссия?

А. Государственным

Б. Местным

В. Центральным

Г. Президентским.

9. На какой основе размещаются государственные займы?

А. На президентской

Б. На добровольной

В. На дружеской

Г. Ни на чьей.

 

 

 

11. Практикум

Конфликтные ситуации в период подготовки и проведения выборов.

 

1.В день голосования гражданин И. приходит на избирательный участок по месту своей постоянной регистрации для того, чтобы проголосовать. Но, как выясняется, его нет в Списках избирателей. Гражданин И. поднимает скандал.

Разрешение ситуации:

Председатель (секретарь, член) УИК объясняют гражданину И., что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с постоянной регистрацией на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК с просьбой включить его в Список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина И. в Список избирателей, его включают  и предоставляют возможность проголосовать.

 

2.В день голосования гражданин А., ранее заявивший по телефону в УИК о своем желании (по причине болезни) голосовать вне помещения для голосования, не дождался, когда к нему приедут члены УИК и сам пришел на избирательный участок, чтобы проголосовать. Члены УИК попросили его подождать, пока не вернутся с голосования вне помещения члены УИК. Гражданин А. стал кричать, что будет жаловаться. Кто прав?

Разрешение ситуации:

Правы члены УИК. Так как гражданин А. заявил о своем желании голосовать вне помещения для голосования, этого гражданина вписали в Реестр а затем и в выписку из  Реестра о голосовании вне помещения и члены УИК направились к нему для проведения голосования. Чтобы не получилось так, что гражданин А. сначала проголосовал вне помещения для голосования, а потом и на избирательном участке, его и попросили подождать, пока вернутся члены УИК с выездного голосования, чтобы выяснить, не голосовал ли гражданин А. вне помещения.

 

3.На избирательный участок в день голосования пришла гражданка А., предъявила свой паспорт и паспорт мужа, заявив, что он болен и просил ее проголосовать за него. Члены УИК отказали, гражданка А. стала кричать и требовать. Кто прав?

Разрешение ситуации:

Правы члены УИК. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

 

4.На избирательный участок в день голосования пришла девушка К., имеющая постоянную регистрацию на территории данного участка и находящаяся в Списке избирателей, предъявила свой студенческий билет, сказав, что паспорт она забыла, и потребовала предоставить ей возможность проголосовать. Члены УИК ей отказали. Кто прав в данной ситуации?

Разрешение ситуации:

Правы члены УИК, т.к. документом, заменяющим паспорт гражданина и дающим право участвовать в голосовании студенческий билет не является.

 

5. В период, когда кандидаты собирали подписи избирателей в поддержку своего выдвижения, гражданин Н. поставил свою подпись в поддержку выдвижения 3-х кандидатов. Ему сказали, что он не имел права этого делать, т.к. подпись можно ставить в поддержку только одного кандидата.

Кто прав?

Прав гражданин Н., т.к. избиратель, обладающий активным избирательным правом, имеет право ставить свою подпись в поддержку нескольких кандидатов в своем избирательном округе, но только 1 раз за одного и того же кандидата.

 

6. Наблюдатель от кандидата Б., находящийся на избирательном участке, пытается подсказать входящим в помещение для голосования избирателям, за кого следует голосовать. Каковы действия членов УИК?

Председатель УИК делает замечание данному наблюдателю о недопустимости подобных действий. Если и после этого наблюдатель продолжает нарушать закон, УИК принимает решение о выдворении данного наблюдателя (с помощью работника милиции) из помещения для голосования.

 

7. В период досрочного голосования в избирательную комиссию пришел избиратель Н. и заявил, что он хочет проголосовать досрочно, т.к. в день голосования ему будет некогда голосовать, потому что у него юбилей и приедут гости. Члены УИК избирателю отказали, тот поднял шум. Кто прав?

Правы члены УИК, т.к. для предоставления избирателю возможности проголосовать досрочно, нужны уважительные причины: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья. Юбилей уважительной причиной не является.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Практикум

Изучение проблемы «Кому доверять, или не доверять во время выборной компании».

 

Вопросы:

группа 1: "Интересоваться политикой или нет?"

группа 2: "Доверять или не доверять политикам?"

группа 3: "Голосовать или не голосовать?"

группа 4: "Протестовать или не протестовать, отстаивая свои права?"

Каждая из групп должна определить:

группа 1: причины отсутствия интереса к политической жизни;

группа 2: причины отсутствия доверия к политикам;

группа 3: причины отказа избирателей от голосования;

группа 4: причины пассивности граждан при нарушении их прав.

Все группы должны подробно обосновать аргументы "за" и "против".

Учащиеся выбирают варианты по каждой обсуждаемой проблеме.

 

1. Мой выбор – интересоваться / не интересоваться политикой:

Аргументы "за"

Аргументы "против"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мой выбор — доверять / не доверять политикам:

Аргументы "за"

Аргументы "против"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мой выбор - голосовать / не голосовать:

Аргументы "за"

Аргументы "против"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мой выбор — протестовать / не протестовать, если нарушаются мои права:

Аргументы "за"

Аргументы "против"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы: Конституция РФ с.17, ст. 65 Федерального закона "Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 40 Кодекса РСФСР об административных правонарушени­ях; ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года;

Итоговая дискуссия, в ходе которой каждая из групп пред­ставляет результаты обсуждения внутри группы.

 

13. Анкета

Готовимся к выборам школьного правительства.

 

1. Нужно ли школе правительство?

А)Да

Б)Нет

В)Затрудняюсь ответить.

2. Как вы считаете из каких классов следует выбирать президента?

А)Из девятого

Б)Из десятого

В)Не знаю

3. На какой срок следует избирать президента?

А)На год

Б) На два

4. Довольны ли вы деятельностью школьного правительства в 2008-2009г

А)Да

Б)Нет

В)Не знаю

5. Какие на ваш взгляд вопросы решались правительством успешно?

А) Работа МВД

Б)Работа министерства культуры и спорта.

6. Какой сфере школьной жизни уделяется меньше всего внимания?

(Ваши варианты)

7. Какие сферы жизни школы должно рассматривать правительство?

(Ваши предложения)

8. Знаете ли вы, какими полномочиями обладает школьное правительство?

А)Да

Б)Нет

9. его вы ждете от школьного правительства?

(Ваши предложения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Итоговая игра

«В избиратели пойду – пусть меня научат»

 

Цель: Формирование активной гражданской позиции школьника.

Задачи: Изучение законов РФ по избирательному праву, представительной демократии, механизма голосования.

Форма проведения: Игровое соревнование между командами

Ход игры: 1 этап – представление команд (эмблема, девиз, приветствие).

                   2 этап – разминка. Кто больше ответит на вопросы по символике российского государства (1 балл за правильный ответ).

 

Вопросы по символике России:

1.В описании 1726 года герба России говорилось: "Орел черный, с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле». А когда «Ездец» признан официально Георгием Победоносцем?

2.При Александре II в России появилось 3 государственных герба - Большой, средний и малый. Чем же они отличались?

3.В каком году был утвержден герб Тверской губернии?

4.В каком году был утвержден герб Твери?

5.Чем отличается герб Твери и Тверской области?

6.Всегда ли гербом Твери было то изображение, которое существует сейчас?

7.Какой куст, часто встречающийся в окрестностях города Бежецка, изображен на его гербе?

8.Почему в гербе Осташкова существует изображение двуглавого орла?

9.Почему в гербе Торжка три серебряных и три золотых голубя?

10.Почему на гербе Торопца изображена сторожевая башня и лук?

11.Что изображено на гербе Калязина?

12.Что означают три капли воды на Кашинском гербе?

13.Сколько городов Тверской губернии во второй половине 18 века имели утвержденные высочайшим указом гербы?

14.На гербе этого города Тверской области изображена гора, на вершине которой три креста - три символа погостов - церквей объединенных в один город Никольское, Рассудово и Кесова Гора. Какое название получил данный город?

15.На гербе Вышнего Волочка изображена груженая лодка, качающаяся на волнах. Данный герб был утвержден в 1772 году. А что это означало?

16.На стяге князя Московского Дмитрия на Куликовом поле был изображен образ святого. Кто это был?

17.Кто первым из русских царей на флаге изобразил не лик святого, а герб государев?

18.Царские знамена поражали своими размерами. Например, шелковый флаг Алексея Михайловича имел четырехметровую длину, на котором был изображен золотой орел, гербы всех присоединенных к Московскому государству княжеств. А какого цвета был гербовый флаг?

19.Кто является автором российского триколора?

20.Что означает синий цвет Российского флага?

21.Что означает красный цвет Российского флага?

22.Что означает белый цвет Российского флага?

23.Кто из императоров точно определил горизонтальное расположение цветов на российском флаге и что это обозначало?

24.Когда отмечается День Государственного Флага Российской Федерации?

25.При каком императоре существовало два флага у России: бело-сине-красный и черно-бело-золотой.

26.Что символизировали 15 лент, опоясывающих колосья на гербе Союза Советских Социалистических республик? 

27.Автором первого неофициального гимна - марша были композитор Козловский и поэт Державин. В 1791 году для императрицы Екатерины Второй был исполнен этот гимн, название которого было...

28.Сколько вариантов гимна «Боже, царя храни» было написано Жуковским?

29.Какое музыкальное произведение было взято как гимн молодой Российской республикой?

30.В каком году был утвержден современный гимн России?

31.Как называется знамя, поднимаемое над Кремлем, когда в нем находится Президент страны?

32.В апреле 1996 года был принят президентский указ, устанавливающий, что наряду с государственным флагом в дни воинской славы на государственные парады выносится еще одно знамя, как символ Российского государства. А какое это знамя?

33.В 1612 году над полками этого предводителя развивался Малиновый стяг с изображением Архангела Михаила в центре.

 

 

3 этап – Работа в группах по теме «Политический словарь».

 

1.Определенная степень самостоятельности органов, организаций, территориальных и иных общностей? (автономия)

2.Деятельность граждан РФ, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (список кандидатов)? (предвыборная агитация).

3.Устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение уполномоченным на то органом или лицом; в праве — безусловный или условно-ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого.(Вето).

4.Условия предоставления гражданину избирательных прав, установленные конституцией или избирательным законодательством.(18 лет, гражданин РФ, дееспособный).

5.Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

6.Парламент Российской Федерации.

7.Полная независимость государства от других государств во внутренних и внешних делах.

8.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

9.Орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства. (Суд).

10.Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

11.Один из основных принципов правового государства, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных ветвей государственной власти. (Разделение власти).

12.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны. (Конституция).

13.Система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

14.Форма правления, при которой высшая власть принадлежит выбранным на определенный срок органам. (Республика).

15.Высший федеральный орган власти в Российской Федерации, осуществляющий исполнительную власть. (Правительство).

16.Один из способов всенародного обсуждения, опрос. (Референдум).

17.Организационная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей задачей их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении. (Партия).

18.Система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, отличающаяся разделением властей при ведущем положении парламента как органа законодательной власти.

19.Общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. (Парламент).

20.Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

21.Наличие в обществе нескольких официально зарегистрированных политических партий и движений. (Многопартийность).

22.Выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления.(Президент).

4 этап – Работа в группах по теме «Избирательное право».

 

1.   На что следует обратить внимание при заполнении подписного листа? (На фамилию, имя и отчество того кандидата, за которого ты голосуешь.)

2.   Какие   данные   должны   содержать   законно   изготовленные   агитационные материалы?

(Выходные данные: юр.адрес заказчика и изготовителя, тираж; дату изготовления.)

3.   Где запрещается вывешивание агитационных материалов?

(На памятниках, обелисках, зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещения для голосования).

4.   Что является основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке?

(Факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка.)

5.   В каких случаях выборы признаются не состоявшимися?

(В них приняло участие менее 25% от числа избирателей, включенных в список избирателей; число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.)

6. Дайте определение понятию активного избирательного права.

(Активное право - это право избирать. Оно принадлежит гражданину, достигшему на день проведения выборов 18 лет и постоянно или преимущественно проживающему на территории соответствующего муниципального образования. Граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, имеют право формировать органы государственной власти и местного самоуправления, наделять полномочиями должностных лиц (путем участия в выборах), а также изъявлять свою волю в решении наиболее важных вопросов государственного и местного значения (путем участия в референдуме).

7.   Дайте определение понятию пассивного избирательного права. (Пассивное право - право быть избранным.)

8.   Право быть избранным наступает при достижении гражданином:

- депутатом (18 лет);

- должностным лицом (21 года);

- главой исполнительно власти субъекта Федерации (губернатором) (30лет):

- Президентом РФ (35 лет).

9.  Какова периодичность выборов в органы государственной власти и местного самоуправления? (4 года.)

10. В соответствии с какими нормативными актами проводятся выборы депутатов и должностных лиц?

(Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов Федерации, уставами СФ и муниципального образования.).

11.  Что     запрещается     зарегистрированным     кандидатам,     избирательным объединениям, избирательным блокам?

(Осуществлять подкуп избирателей; производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных) материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условия).

5 этап.

Капитаны команд у нас являются кандидатами на выборах. Какую бы вы предложили программу на выборах? Что сделали бы для улучшения жизни людей?

6 этап.

Выполните следующее задание: вставьте пропущенные слова.

1.Распространение    анонимных    агитационных    материалов    _____________

(запрещается)

2.В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане РФ,

обладающие   на   день   проведения   голосования   ______________   правом

(активным)

3.Избиратель  может  быть  включен  в  список  избирателей  на __________

избирательном участке (одном)

4.Избиратель вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов, но

только__________раз в поддержку одного и того же кандидата (один).

5.В день голосования и в день, предшествующий дню голосования реклама

коммерческой и иной деятельности кандидатов__________________________

(не допускается).

7 этап.

Тур для болельщиков.  Вы можете помочь своей команде, если дадите правильный ответ.

- С какого возраста гражданин обладает правом избирать? (18 лет)

- Какие граждане не имеют права избирать и быть избранным? (Признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы)

- На какой день не допускается назначение голосования? (Праздничный день)

- Что является основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на избирательном участке? (Факт его постоянного проживания на территории этого участка).

- В какой период времени проводится голосование в день выборов? (С 8 утра до 20 часов вечера)

- По какому количеству округов может быть зарегистрирован кандидат? (Один).

Подведение итогов. Поздравление победителей.


Сайт управляется системой uCoz