ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС

" СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ "

( Рамешковский район, Тверская область)

                                                           Разработала

                                                           Трохова  Валентина Николаевна,

                                                           учитель начальных классов,

                                                           учитель высшей категории,

                                                           стаж работы – 34 года

 

                                                         

 Отмеченная А. С. Пушкиным " прелесть" русских сказок не потеряла своего обаяния до сих пор, и будет иметь для современного читателя познавательный интерес и доставит эстетическое наслаждение.

  ( Доктор филологических наук,  профессор Тверского  государственного университета Т. В. Кириллова)

 

 

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения данной темы связана с большим интересом, проявляемым обучающимися к устному народному творчеству, к сказкам.

В нашем районе много писателей сказочников.

Цель программы: углубление знаний одного из разделов  "Устного народного творчества ": " Сказки",- на основе произведений писателей Рамешковского района, Тверской области.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач: обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития детей; формирование общей культуры; познакомить обучающихся со сказочниками, с неумирающей красотой и художественным очарованием сказок Рамешковского района, Тверской области; местным колоритом, принадлежностью этого фольклора Тверскому краю; с бесценными произведениями 19 - 20 веков, материалами полевых записей;гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; обогащение словарного запаса ( ознакомить читателей со словарём малоупотребительных и областных слов, диалектных и просторечных высказываний); содержанием интересных данных характеристики народных говоров в Тверской области; особенностями произношения.

Предполагаемые результаты изучения данной программы.

В результате освоения курса обучающиеся получат целый комплекс знаний по теме: "Сказки писателей малой родины", приобретут умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности, собственных поступков, умения проживать тот или иной литературный сюжет, умение сочинять небольшие сказки и тем самым обогащать словарный запас; научатся создавать различные по характеру образы.

Занятия элективного курса помогут развивать такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства; овладеют навыками общения.

Элективный курс предполагает эстетическое развитие, формирование нравственных качеств.

Встречи со сказочниками, составление и инсценирование сказок, выставки иллюстраций к сказкам помогут вызвать большой интерес к сказкам.

 

СОДЕРЖАНИЕ     КУРСА

Тема 1. Соколова Лилия Григорьевна. Заслуженный учитель РСФСР,

            автор нескольких книжек для детей.

            «Волшебный сон», «Жук и Белка»,

            «Три сказки в одной связке».

Тема 2. Елена Мичурина .Сказка для детей

           « Чудо – сапоги», сказочная повесть

           « Космическое путешествие почтовичков».

Тема 3. Акулов Пётр Иванович – сказочник из села Ведное.

             Автобиография.

Тема 4. Сказочник из села Ильгощи  Матвей  Фомич  Фомин.

           Сказки: « Собака и волк», «Два брата»,  « Сивка – Бурка» , « Каша»,

           « Как Петербург отстраивался»,

           « Тарас, который воровать горазд»,

            « Слепые «, « Хитрый цыган «, « Пастух «.

Тема 5. Сказки: «Про петушка», «Интересная птица»

         Михаила Кузьмича Пухлова ( д. Поддубки ).

Тема 6. Сказочница Мария Михайловна Степанова

          ( д. Гордеиха ) и её сказки:

          « Жар – птица – юноша «, « Горшок»,

         « Иван Купецкий, Марья Купецкая и Морское Чудище».

Тема 7. Сказочники Анна Ивановна и Николай Волковы

             ( д. Гордеиха ). Сказка « Василиса Премудрая «.

           Итоговое занятие.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Наименование тем курса

Форма проведения

Количество часов

1.

 

 

 

 

 

 

2 -4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 – 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 - 10

Соколова  Лилия Григорьевна. Заслуженный учитель РСФСР, автор нескольких книг для детей.

 

 

Соколова Л. Г.Сказки.» Волшебный сон».

 

 

« Болотное Бурчало», « Волшебный сон».

 

 

 

« Лесоброд», «Девочка и Горбун».

 

 

« Сказка о счастье», « Живое море».

 

 

Соколова Л. Г.Сказки. «Жук и Белка»

 

 

« Утка и Утята», «Жук и Белка», « Почему Зайчонок не приходит».

 

 

« Зайчик и Барсук», « На друга надейся , а сам не плошай», «Двенадцать мышат».

 

 

« Как Медведь и Заяц Лису проучили», « Лиса и Белка».

 

 

Соколова Л. Г. Сказки. « Три сказки из одной связки».

 

« Про Кащея, Анюту и Ивана».

 

 

 

« Счастливая семья».

 

 

 

 

« Матрёнина вина».

Путешествие по карте Тверской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение.

Беседа.

 

 

 

Дискуссия.

 

 

 

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

Инсценировка.

 

 

 

Практикум ( работа с текстом).

Театрализация.

 

 

 

Инсценировка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка.

Игры.

 

 

 

Театрализация.

 

 

 

 

Инсценировка.

 

 

1 час

 

 

 

 

 

 

3 часа

 

 

 

1 час

 

 

 

 

1 час

 

 

 

1 час

 

 

 

3 часа

 

 

 

1 час

 

 

 

 

1 час

 

 

 

 

 

1 час

 

 

 

 

3 часа

 

 

 

1 час

 

 

 

 

1 час

 

 

 

 

1 час

 

 

 

11-12

Елена Мичурина.

 

 

Сказка для детей « Чудо – Сапоги».

 

 

 

Сказочная повесть. « Космическое путешествие почтовичков».

 

 

 

 

 

 

Чтение.

Обсуждение.

 

 

 

Путешествие с героями повести.

 

2 часа

 

 

1 час

 

 

 

 

1 час

13

Акулов  Пётр Иванович. Сказочник из села Ведное Рамешковского района. Автобиография.

 

 

 

Беседа.

1 час

14

Сказочник из с. Ильгощи Рамешковского района Матвей Фомич Фомин. Сказки: «Собака и волк», « Два брата», «Сивка – Бурка», « Каша», «Как Петербург отстраивался», « Тарас, который воровать горазд», « Слепые», « Хитрый цыган», « Пастух».

 

 

 

Заочная экскурсия в село Ильгощи.

1 час

15

Сказки: « Про петушка», « Интересная птица» Михаила Кузьмича Пухлова ( д. Поддубки Рамешковского района ).

 

 

 

Практикум ( работа с текстом).

1 час

16

Сказочница Мария Михайловна Степанова ( д.  Гордеиха ) Рамешковского района и её сказки: « Жар – птица – юноша», « Горшок», « Иван Купецкий, Марья Купецкая и Морское Чудище».

 

 

 

Чтение.

Обсуждение.

1 час

17

Сказочники Анна Ивановна и Николай  Волковы ( д. Гордеиха Рамешковского района). Сказка « Василиса Премудрая». Итоговое занятие.

Праздник.

« Что за прелесть эти сказки …»

 

 

 

 

 

 

 

1 час

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Соколова Л. Г. « Жук и Белка». Сказки  Тверь – 2002

2.     Соколова Л. Г. « Волшебный сон» Сказки  Тверь – 2002

3.     Лилия Соколова « Три сказки из одной связки « Тверь – 2003

4.     Е. Мичурина « Чудо – сапоги», Тверь – 2009г., « Космическое путешествие почтовичков», Тверь – 2008г.

5.     Сборник А. В. Гончаровой « Золотые зёрна»; сказки, легенды, предания, мемуарные рассказы  Тверского края. – Тверь; « Русская провинция», 1999.

 

                       

Занятие 1.

Тема: Соколова Лилия Григорьевна - заслуженный учитель РСФСР, автор нескольких книжек для детей.

Цель: познакомить с автобиографией Соколовой Лилии Григорьевны.

Ход занятий

1. Учитель: ( Показ портрета)

- Сегодня мы совершим путешествие по карте Тверской области. Побываем в тех местах, где бывала Соколова Лилия Григорьевна. Отметим эти населённые пункты  на карте флажками и узнаем о них подробнее.

Рассказ учителя.

 Соколова Лилия Григорьевна - заслуженная учительница РСФСР, родилась 1 марта 1934г. в д. Парамониха Старицкого района Калининской области (Отмечаем флажком). После школы училась в Старицком педагогическом училище (1949 - 1953 гг. Прикрепляет ученик флажок г. Старица), затем в Калининском педагогическом институте (1953 - 1958 гг. Ученик прикрепляет флажок г. Тверь). Свою трудовую деятельность начала завучем в Застолбской средней школе Рамешковского района (Ученик  прикрепляет флажок на карте).

Многие годы отдала она делу образования и воспитания детей. В Рамешках (Ученик прикрепляет флажок на карте) Лилия Григорьевна живёт с 1958 года. Многие рамешковцы помнят её необычные уроки литературы, наполненные выдумкой, пронизанные красотой. Учительница создавала обстановку творчества: учащиеся" открывают" правила, познают секреты мастерства писателя, представляют героев на сцене и в жизни, составляют киносценарии, пишут очерки, творческие сочинения, сказки о частях речи.

За систему уроков по творчеству А. М. Горького (роман " Мать" ) получила благодарность от профессора Ленинградского университета Т. Г. Браже, под чьим руководством работала полгода.

Природа наградила Лилию Григорьевну разносторонними талантами: она пишет замечательные детские сказки, стихи. Её рисунки и иллюстрации к книжкам не могут никого оставить равнодушными. А ещё раскрылся талант музыкальный, она является автором нескольких музыкальных произведений (лирических песен, романсов, вальсов), музыку и стихи к ним она пишет сама.

Лилия Григорьевна всю жизнь занимается творчеством: написала 10 сказок по русскому языку, 5 рассказов, цикл стихотворений для детей, детские сказки (17 из них напечатаны в трёх книжках в 2002 и 2003 годах), написала 12 песен и музыку к ним.

Георгий Озеров, поэт, так отзывается о творчестве Соколовой Л. Г." Написанные в стихотворной форме сказки пронизаны тонкой иронией и вызывают интерес от начала до конца... Книжка - несомненная удача сказочницы и в содержании, и в форме, и в языке. Её прочтут взрослые и дети. Пожелаем же автору творческих успехов, а читателям - радости от общения с книгой".

Желаю вам, ребята, интересных встреч с героями сказок.

Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, но мы продолжим его на следующем занятии.

 

Занятие 11.

Тема: Елена Мичурина " Чудо - сапоги ", сказка для детей.

Цель: познакомить ребят с творчеством Елены Мичуриной.

Ход занятий

1. Работа с текстом до чтения.

- Для кого Мичурина написала свою книгу? ( Для детей младшего школьного возраста, узнали ,рассмотрев обложку).

- О чём  будем читать? ( Рассматривание иллюстрации на обложке и название .)

- Это рассказ, стихотворение или сказка? ( Сказка.)

2. Работа с текстом во время чтения.

        1) Чтение учителем вступления.

         - В какое время будет наше сегодняшнее путешествие? ( Во времена правления Тверским княжеством Михаила Ярославовича, близкого родственника великого Александра Невского).

       2). С кем встретились? ( С сапожником Богданом, женой Дарьей и их сыном Ванюшей.)

   3.Чтение по ролям до слов " Стояла зима..."

         Работа над содержанием.

- Что принёс Богдан князю Михаилу Ярославовичу?

- Какими свойствами обладали чудо - сапоги?

        4). Чтение вслух до конца.

- Какой силой одолел басурмана князь Тверской?

4.   Итог занятия. Нарисуйте, как вы представляете чудо - сапоги. 

   

Занятие 12.

Тема: Елена Мичурина " Космическое путешествие почтовичков" Сказочная повесть.

Цель: познакомить со сказочной повестью Е. Мичуриной  Космическое  путешествие почтовичков".

Ход занятий

1. Работа с текстом до чтения.

- Знаком ли вам автор? ( Да, мы читали сказку " Чудо - сапоги ")

- О каком историческом периоде шла в ней речь?

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, а эта сказка о том же периоде? ( Нет. Мы видим космический корабль, детей, одетых в одежду, в какой мы ходим ).

Эта сказка современная.

2.Чтение сказки.

3. Анализ произведения.

- Какие необычные имена имеют главные герои! ( Клейчик, Лизунчик, Получи Письмо, Серёжа).

- О чём сказка? (О дружбе, заботе о слабом, готовности прийти на помощь.)

-Докажите словами из текста.

-Какие трудности пришлось преодолеть Серёже и его друзьям в поисках космонавта Вити? ( Ответы детей ).

На таких примерах формируется личность.

4.Итог. Повесть написана в традициях русских сказок, с одной стороны, и продолжает традиции сказочников советской литературы - с другой.

- Каких сказочных персонажей напоминают вам главные герои?

( Космонавт Серёжа очень напоминает дядю Фёдора, а его маленькие друзья - почтовички - Винни - Пуха, кота Леопольда, Чебурашку).

- Легко ли читать сказочную повесть, понятен ли язык? ( Выразительный и вместе с тем доступный язык произвидения.)4. Попробуйте придумать продолжение сказки. ( Групповая работа )

5. Выступление групп.

6. Итог занятия.

 

Занятие 13.

Тема: Акулов Пётр Иванович - талантливый ведновский сказочник.

Цель: познакомить обучающихся с творчеством Акулова Петра Ивановича.

Ход занятия.

1.Введение

 Сегодня мы побываем в старинном селе Ведное. Чем же знаменито это село? (Рассказ подготовленных заранее детей о истирии села Ведное).

- Знаменито село и людьми.Акулов Пётр Иванович - уроженец села Ведное, собиратель устного народного творчества, сказочник.

2.Биография писателя

Родился П.И.Акулов в 1901 году в деревне Ведное Тверской губернии. Его детство было таким же как у многих сверстников: два класса земской( объяснение слова, работа со словарями) школы, а затем он - недоучка, малограмотный - уже в людях. Родители были вынуждены послать тринадцатилетнего сына на сторону - работать маляром у частных хозяев.

С весны 1920 года Акулов - в рядах Красной Армии, на действительной службе. После армии он возвращается в родную деревню. Пахотной земли в Ведном недоставало, поэтому часть крестьян решила уехать мз Ведного на другое место. Среди выехавших в деревню Рыжково ( около с. Кушалино) была и семья Петра Акулова. В 1931 году Пётр Иванович - один из организаторов колхоза. Тогда же Акулов вступает в партию.

Опасная болезнь грозит вырвать Петра Ивановича из жизни, но он не сдаётся. Приходится ампутировать левую ногу, через несколько лет другую. Калека, инвалид, Акулов становится колхозным счетоводом. Двадцать лет он проработал на этом посту. Когда в соседнем селе Кушалино проводились районные курсы колхозных счетоводов, к дому Акулова подавалась лошадь с телегой, и Пётр Иванович выезжал в Кушалино, чтобы передавать курсантам свои знания по учёту колхозного хозяйства. Около двадцати лет Акулов был внештатным инструктором райзо.

      Любовь к народной поэзии крепла у Петра Ивановича с детских лет. С затаённым дыханием слушал он сказки своего отца Ивана Егоровича. Неизгладимые воспоминания остались у Акулова о талантливом ведновском сказочнике Антоне Ляпунине, который умер глубоким стариком вскоре после Октябрьской революции. В 1935 году профессор - фольклорист Калининского педагогического института А. М. Смирнов - Кутаческий устанавливает связь с Петром Ивановичем. На протяжении нескольких лет Акулов записывает фольклорные произведения  и отсылает в институт. К сожалению, эти материалы погибли при оккупации( объясение слова) города Калинина немецкими фашистами.

       После войны Акулов вновь стал собирать произведения устного народного творчества.

      Пётр Иванович прежде всего сказочник. Он не только собиратель и сказочник - рассказчик, но и создатель вариантов и совершенно новых сказок.

          Среди местных жителей П. И. Акулов известен и как летописец деревни Рыжково. Пётр Иванович в своих тетрадях осветил возникновение этой деревни, перестройку её уклада. Собирательская деятельность Акулова в области народной поэзии тесно переплетается с этой летописной работой. Записанные им сказки, песни, частушки, пословицы и загадки говорят о богатстве и живучести устно - поэтических традиций в Ведном и Рыжкове и очень важны при освещении культуры этих деревень.

        Пётр Иванович умер в 1962 году.

3.Итог

Вот ещё с одним сказочником мы познакомились.


Сайт управляется системой uCoz