Проектная деятельность в начальной школе. С 2002 года я работаю по системе «Школа 2100», сначала основательно изучила технологию проблемного обучения, которая лежит в основе этой системы. Для меня стало главным в работе - формировать систему учебных и познавательных мотивов, учить принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, учить планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Проблемное обучение не умещалось в рамках урочной деятельности. Оно стало выходить на межпредметные связи и во внеурочную деятельность. Так у меня появилась потребность в изучении проектной технологии. Выбирая проектную технологию в качестве объекта для изучения и овладения новой педагогической технологией, я исходила из следующего: -проектная технология – вид педагогической технологии, которая позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и способствуют его адаптации к жизни в стремительно меняющемся мире. - Учебный проект – специально организованная учителем деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результаты работы в явную и значимую форму, которая может быть представлена публично. Цель проектного обучения:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и Компетентного - развивать у каждого позитивный образ себя и других - развивать у учащихся умение истинно оценивать себя 2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. 3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. Теоретические позиции проектного обучения: 1. Образовательный процесс строится не в логике учебного материала, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. 2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика 3. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. 4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Чтобы теоретические позиции проявились на практике, необходимо следовать правилам успешности проектного обучения. Правила успешности проектного обучения: 1. В группе нет лидеров. Все члены группы равны. 2. Группы не соревнуются. 3. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они все вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» 6. Ответственность за конечный результат несут все члены группы. 7. Необходимость ротации – перемещение членов группы по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Этот период обучения можно назвать «введением в проектную деятельность». Используя технологию проблемного обучения с 1 класса, учащиеся овладевают понятиями «проблема», «гипотеза», «поиск решения». Поэтому со 2 класса можно переходить непосредственно к проектной деятельности. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассники начинают осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту. Реализация проектной деятельности по таким предметам как русский язык, математика лучше происходит во внеурочной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие предметы как окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология. Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием , поскольку наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. ( «По тропинкам сказок», «В городе сказочных человечков», «Домашние животные»). Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 2-3 уроками. Проектная деятельность учащихся 3-4 классов представляет собой более сложные формы представления проектов. ( Рекламная афиша туристического агенства, видеоролик путешественника, кроссворды, выставка-презентация «Минералы»). «Прошлое – настоящее – будущее» - эту тему объединили три проекта. Над каждым проектом работали по две группы. Так результатом работы групп по теме «Прошлое» стали презентация и реферат, по теме «Настоящее» был разработан «План застройки микрорайона», а другая группа предложила «Доклад» на собрании жителей района о строительстве химзавода. По третьей теме «Будущее» учащиеся представили заседание министров науки и техники по вопросам развития науки до 2030 года, где были выдвинуты основные направления развития. Обучающиеся активно задавали вопросы «министрам», так появились новые вопросы и темы для исследований. Задача учителя – не погасить искру исследования, не подавить стремление узнавать что-то новое. Необходимо организовать обучение так, чтобы оно предполагало определенную роль или позицию ученика в процессе обучения, которая называется позицией исследователя, самостоятельно добывающего знания о мире. Особое место в обеспечении самореализации творческого потенциала каждого ребенка занимают проекты. Этапы проведения проекта.
Работая над проектом, учащиеся имеют возможность проявить себя в неординарной ситуации, повторить изученный материал и познакомить других с результатами своих исследований. Большинство из них демонстрируют высокий уровень подготовки, ответственность за порученное дело, интерес к предмету, желание познавать новое. Оценивая успешность обучающихся в проекте, необходимо помнить, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Проектная деятельность обеспечивает усиление мотивации к обучению и коммуникации, формирует культуру общения, создает ситуацию успеха, где каждый ребенок ощущает свою важность проделанной им работы.
Кричкина Татьяна Алексеевна МОУ «Рамешковская СОШ», П. Рамешки, Тверская область. |