Экологический практико-ориентированный проект «Наш зелёный дом»
Авторы проекта: Сумеркина Елена
Павловна; Матвеева Ирина Анатольевна воспитатели дошкольной группы МОУ «
Высоковская НОШ». Планета Земля – наш общий дом,
каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему,
сохраняя все его ценности и богатства. Дошкольная группа при начальной
школе - это образовательное учреждение, обеспечивающее
физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно
-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное
направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрированно входит в
каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на
интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную
образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач
экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в
экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным
проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести
пользу окружающей природе родного края. Наиболее значимыми для себя дети считают:
Таким образом был сделан вывод,
что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей
степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют
себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от
"Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные
позволили сформировать цель проекта и его задачи. Цель
проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко
всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять
заботу о сохранении природы. Задачи
проекта: Создать экологически благоприятную среду на территории ОУ для реализации
приоритетного направления; Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах
обитания человека; Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении
исследовательскими методами познания природы; Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской
деятельности «Экологическая тропа моей семьи»; Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями,
потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; Развивать первоначальные географические представления, знакомство с
простейшими способами ориентирования на местности; Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей
природе своего края. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных
компьютерных технологий. Основным фактором, обеспечивающим эффективность
воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в
событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для младшего поколения
технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и
родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему
миру. Сроки реализации проекта: три года. Участники, партнеры проекта: воспитатели ОУ, дети от 4 до 7 лет и их
родители. Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический (май-август) Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование
экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как
базисных качеств личности. 2 этап - организационный (август-сентябрь) Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения
дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к
предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы
с детьми и родителями по формированию экологического образования через
проведение экологических акций. 3 этап - практическая деятельность (учебный год) Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений
детей, а также основ экологического
образования через проведение экологических акций. 4 этап - итоговый, диагностический (апрель) Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической
деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий
на следующий год. Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории ОУ экологически благоприятной среды; Повышение уровня знаний по экологии у детей; Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по
теме проекта; Изменение процентного соотношения в таблице параметров о представлениях
детей 6-7 лет об экологической культуре человека. Формы работы по реализации проекта:
наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе; создание видеофильмов, презентаций, слайд - шоу; познавательное чтение; «Уроки доброты»; конкурсы и викторины, КВН; продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; лаборатория (опыты и эксперименты); выпуск экологический газеты; день (неделя) «Волшебная экология души»; инсценировки и театрализации; экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры,
игры-путешествия; эколого-познавательные праздники и развлечения; Содержание проекта включает в себя
деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в
экологических акциях, которая проходит через четыре этапа: Экологическая тревога. Экологические знаки. Экологическая тропа. Экологическая газета. Итоговое мероприятие. План-карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.
Акция: «Интересно, что у нас под ногами?» (август-сентябрь). Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в
ОУ, на природе.
Акция: «Птичье меню» (октябрь-ноябрь). Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
Акция: «Ёлочка-краса» (декабрь). Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к хвойному лесу.
Акция: «Капелька воды» (февраль-март). Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение
бережному отношению к ней.
Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение
(апрель). Посвящение в « Защитники зелёного дома»
с вручением почётного значка. План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет
Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь). Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на
планете, навыков эстетического преобразования действительности.
Акция: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь). Цель: воспитание заботливого отношения к птицам, развитие интереса к
исследовательской деятельности через трудовую деятельность.
Акция: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь). Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой,
умения сочувствовать, сопереживать.
Акция: «Жизнь в капле воды» (февраль-март). Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая
вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это
бесценный дар природы, её надо беречь.
Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение
(апрель)
Награждение лучших защитников природы зелёным галстуком « Защитники зелёного
дома». План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет
Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь) Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной
составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
Акция: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь) Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к
судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
Акция: «Ёлочка - хозяйка леса» (декабрь). Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.
Акция «Земля - голубая планета» (февраль-март). Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на
планете Земля на основе исследовательской деятельности.
Итоговый результат проекта для детей 4 -7 лет и родителей - развлечение
(апрель).
Вручение дипломов и почётной медали защитникам зелёного дома природы. |